ВЕРНИТЕ ТЮМЕНИ НАРОДНУЮ РЫБУ

АКВАКУЛЬТУРА 

БЕСЕДЫ О РЕЗЕРВАХ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ С ПРОФЕССОРОМ КАФЕДРЫ АКВАКУЛЬТУРЫ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ И КАФЕДРЫ ЗООЛОГИИ ГОСУНИВЕРСИТЕТА, ДОКТОРОМ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ИГОРЕМ МУХАЧЁВЫМ 

Окончание. Начало в №№ 1 и 2 

– В советские годы ученые- ихтиологи просчитывали потенциал озерного фонда Тюменской области, который определили в 15–20 тысяч тонн выращиваемой рыбы. А за девять месяцев прошлого года он составил всего 2462 тонны. Более чем скромный показатель. О том, как превращать наши водоемы в незаморные, значительно увеличивать в них кормовую базу, мы уже говорили. Какие еще резервы стоило бы использовать нашим рыбоводам для повышения продуктивности озер? 

– Я хочу показать вам недавнюю фотографию, сделанную на озере Тишки Кунашакского рыбхоза Челябинской области, на ней рыбак с семикилограммовой рыбиной. А в тюменских водоемах сегодня вы не встретите белого амура. Ни маленького, ни большого. Но еще в конце 70-х годов наш Сибрыбниипроект проводил эксперимент на озере Чебачье Казанского района. Уже на второй год нагула белого амура комиссия ихтиологов зафиксировала, что мягкая водная растительность в этом незаморном озере исчезла. Эрдесты, роголистники, другие растения и водоросли, что мы именуем одним термином «макрофиты», были съедены подрастающим белым амуром. Не случайно эту растительноядную рыбу называют биологическим мелиоратором. 

– Каков же среднегодовой нагул белого амура в сибирских условиях? 

– На озере Кучак Тюменский рыбхоз много лет назад тоже выращивал эту рыбу. За счет водной растительности навеска на особь составляла 1-1,5 килограмма в год. К сожалению, не используют тюменские рыбоводы сейчас и такой корм, как фитопланктон и детрит, которые поедает только белый толстолобик. И этой растительноядной рыбы нет в тюменских водоемах. К нам двухкилограммового толстолобика везут из Краснодара, продают по 180–200 рублей за килограмм. А наши рыбоводы могли бы быстрорастущих растительноядных предлагать по 120 рублей. Могли бы быть доступными по цене пельмени, котлеты и другие изделия из толстолобика и белого амура. 

– Фитопланктон, как мне представляется, – это мельчайшие растительные организмы, которые размножаются благодаря солнечной радиации в процессе фотосинтеза, а детрит – озерный ил, состоящий также из мертвого органического вещества. В своем сообщении на рыбохозяйственном совете вы заявили, что кормовая база в тюменских озерах используется только на 15 процентов. Не могли бы поподробнее на этом остановиться? 

– Ресурсы водной растительности, фитопланктона, детрита исчисляются миллионами тонн. Каждый год они пополняются. Это самовоспроизводимая кормовая база для производства тысяч тонн доступной по цене рыбы. В наших водоемах сполна используют лишь зоопланктон, представленный мелкими рачками и другими водными животными. Этот корм только в молодом возрасте поедают местные виды рыб – плотва и окунь. Несколько десятилетий назад ученые объяснили хозяйственникам, что на основе зоопланктона в озерах можно разводить сиговых – пелядь, муксуна, ряпушку, рипуса… И практики эту технологию в основном освоили. 

– Вот только производство сиговых у нас приобрело уродливые формы. Предприниматели чаще выращивают сеголеток – скороспелую пелядь до ста граммов. Личинку купил, весной её в озеро вселил, осенью нагрёб полный невод, продал – получил мешок денег, зиму можно отдыхать. Или закоптил, засушил, завялил эту дистрофичную, водянистую, некондиционную по качеству мяса, с минимальным содержанием жира шестимесячную рыбку и реализовал ее по высокой цене в других регионах. Поэтому как в Тюмени и области подобная продукция уже давно не пользуется спросом. Наши земляки, разбирающиеся в хорошей рыбе, с нетерпением ждут свежую полновесную и вкусную пелядь двух- трехлетнего нагула, называемую еще сырком. Но вместо него, я уже повторяюсь, вынуждены покупать много раз размороженную, с длительным сроком хранения океаническую рыбу. 

– Согласен. Уже давно пора заканчивать примитивное экстенсивное рыбоводство по принципу – «хвать-хвать»… Следует переходить к интенсивному – с внедрением всего набора поликультуры в водоемы, проведения мелиорации, аэрации, строительства гидротехнических сооружений, увеличения кормовой базы и других важных для развития рыбоводства мероприятий. 

– Какие еще кормовые ресурсы не используют тюменские рыбоводы? 

– Считаю, что есть проблема с расходованием зообентоса – разных видов донной живности (моллюсков, червячков, включая личинок комара-звонца). Небольшие стада карпа этот корм не выбирают. Воспользоваться им мог бы пелчир – гибрид пеляди и чира. От чира (щекура) он унаследовал потребление зообентоса, а от пеляди – зоопланктона). Молодь пелчира вырастает до товарных размеров в 1,5-2 раза быстрее пеляди. Эффективность выращивания этой рыбы куда выше. 

– Почему же тогда пелчир в общем объеме занимает совсем скромное место? 

– Проблема с вселением в водоемы поликультуры у нас связана ещё и с недостаточным обеспечением посадочным материалом различных видов рыб. В Тюменской области вообще нет ни одного питомника по искусственному воспроизведению растительноядных рыб – белого амура и белого толстолобика. Природа готова отдать ресурсы, нужен посадочный материал, а его нет. На одних сигах далеко не уедешь – они поедают, повторюсь, только зоопланктон. Остаются невостребованными макрофиты, зообентос, фитопланктон и детрит. 

– Я был убежден, что о рыбопосадочном материале должны заботиться федеральные структуры. Получается, что ни Минсельхоз, ни его агентство Росрыболовство не в состоянии организовать обеспечение российских рыбоводов. А как это происходит, например, в Китае? 

– Там потребность в посадочном материале с помощью ученых выясняют администрации уездов. Затем на основе обоснованных заявок гарантированно обеспечивают предпринимателей молодью различных рыб. 

– Давайте на примерах покажем обеспечение рыбопосадочным материалом тюменских предпринимателей. Почему, скажем, достойное место в аквакульутре не смог занять быстрорастущий, с высокими вкусовыми качествами пелчир? 

– Материал для размножения пелчира получают в северной части бассейна реки Обь, вылавливая для этого лучшие экземпляры пеляди и чира. Икру искусственно осеменяют и отправляют ее в инкубационные цеха юга области. Этим самым мы чрезмерно эксплуатируем естественную популяцию рыб. А вот в Ленинградской области все по-другому. Там получают гибридную икру пелчира от управляемых маточных стад, содержащихся в местных прудах. В советские годы такая технология существовала и на озере Кучак под Тюменью. Там управляемые маточные стада давали качественную икру и половые продукты размножения в достаточном количестве и стабильно. Сегодня же посадочный материал пелчира у нас в большом дефиците. 

– Вы также упоминали о растительноядных ... 

– Питомник белого амура и толстолобика компании «Сибрыбпром» с геотермальной водой существовал в Костылево. 

– В прошлый раз мы говорили о том, что Сладковское товарное рыбоводное хозяйство начинает создавать управляемое маточное стадо пеляди. В озере с водоемом- спутником прекрасно себя чувствуют полуторакилограммовые пятилетки. Хозяйственники, не надеясь на официальных поставщиков, начинают задумываться о собственном производстве посадочного материала. 

– Можно использовать для этого специально пробуренные в советское время скважины с геотермальной водой. Пять из них находятся на территории ООО «Пышма-96» (три – в цехах на одноименной реке, две – в Костылево). Можно превратить в региональный Боровлянский рыбопитомник в Голышмановском районе: здесь построено прудов на 200 гектаров и две геотермальные скважины. Сейчас там планомерной работы нет – никому неизвестно, что выращивают и сколько. Нельзя же 50 лет находиться в стадии эксперимента. Есть и другие варианты… Было бы желание интенсивно развивать региональную рыбохозяйственную отрасль. 

– Не могли бы назвать продуктивность гектара наших водоемов в случае стопроцентного обеспечения поликультурой и рыбопосадочным материалом. 

– Тюменским рыбоводам по силам выращивать 300–400 килограммов рыбы на гектаре. 

– Выходит, с озера в 500 га, коих в области сотни, можно получать как минимум 150 тонн. И последний вопрос: «Не пострадает ли при внедрении поликультуры наш добрый народный карась? 

– Золотой карась питается пока недостаточно востребованным зообентосом. Более распространенный серебряный потребляет зоопланктон и теоретически является конкурентом распространенным сиговым. Однако этот карась живет в зарослях у самого дна, куда нежная пелядь не заходит. Так что живут они в одном доме, но в разных квартирах, и делить им нечего. 

– Спасибо за беседу! Надеюсь на новые встречи. 

НА СНИМКЕ: вот такие бывают белые амуры! 

* * *

НА ТУ ЖЕ ТЕМУ... 

ДЕЛО ЗА БОГАТЫМИ УЛОВАМИ 

Одно из ведущих предприятий рыбохозяйственной отрасли нашего региона ЗАО «Казанская рыба» уже не первый год проводит модернизацию. На заводе по переработке рыбы появилось новое оборудование такой мощности, что способно засушить и провялить не только весь объем собственной выращенной рыбы, но и океанические биоресурсы. Запуск новых мощностей позволит предприятию увеличить производство продукции на 25 процентов и достигнет ежегодной переработки до 1,8 тысячи тонн. 

* * *

ПЫШМИНСКИЕ АФРИКАНЦЫ 

Тюменское предприятие «Пышма-96» расширяет географию поставок африканского клариевого сома. Эта экзотическая рыба «доплыла» до Московской области, Курска и северных регионов. Тюменские рыбоводы за девять месяцев прошлого года вырастили в геотермальной воде 250 тонн сома. К нагулу в тепличных условиях цеха готовится и змееголов – тоже быстрорастущая рыба. 

Валерий ИКСАНОВ


39225