АКВАКУЛЬТУРА
БЕСЕДЫ О РЕЗЕРВАХ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ С ПРОФЕССОРОМ КАФЕДРЫ АКВАКУЛЬТУРЫ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ И КАФЕДРЫ ЗООЛОГИИ ГОСУНИВЕРСИТЕТА, ДОКТОРОМ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ИГОРЕМ МУХАЧЕВЫМ.
Продолжение. Начало в №1
– В прошлом году совершенно неожиданно на большом озере Таволжан, ранее не пригодном для рыбоводства, Сладковский рыбхоз вырастил и выловил 300 тонн пеляди. Мне не раз приходилось видеть этот водоем. Он был соленым. Трехметровый тростник полосой чуть ли не в километр окаймлял озеро, значительно скрадывая чистое зеркало воды.
– Это озеро временами меняет свой уровень, что отражается на его солености. Четыре года назад большая вода снизила минерализацию с 12 граммов соли на литр на пригодные для рыбоводства 6,5. И мы, ученые-ихтиологи, предложили: пробуйте зарыблять. Сладковцы сделали мелиоративные проходы-каналы в дебрях тростника глубиной не менее 2,5 метра, чтобы катер проходил к чистой воде. В каналах после ледостава можно было включить турбоаэрораторы, чтобы в озеро подавалась обогащенная кислородом вода. И по течению этой воды не отловленная в основную путину пелядь поздней осенью приходила прямо в ставные невода.
При этом рыбоводы проявили конструкторские способности, сделав дополнительное приспособление. К мощному катеру, который приобрели по сходной цене у военных (из резерва), посредством троса прицепили клинообразный рыхлитель, похожий на гигантский плуг с лемехами по шесть метров. Металлическое изделие углублялось в ил не менее чем на 30 сантиметров, при движении поднимало вверх рыхлую субстанцию, заодно срезая при этом корневища тростника и камыша. Борьба с зарослями продолжается, но сегодня сладковцы на Таволжане уже имеют чистые плесы.
– Насколько необходимо для рыбоводства рыхление тысячелетних залежей ила?
– Рыхление способствует повышению концентрации биогенов – растворимых форм азота, фосфора и других микроэлементов в водной среде. После чего на этой питательной основе растет фитопланктон, а за ним – и зоопланктон. Каждая группа растительных и животных организмов в течение недели – десяти дней многократно увеличивает свою численность, предоставляя богатый корм для рыб.
– Игорь Семенович, меня все не покидает мысль о необходимости возрождения нагула двухлетней пеляди – народной рыбы тюменцев последней четверти истекшего века. В заморном Таволжане с глубиной не более двух метров, полагаю, это еще не скоро будет возможно. Говорят, есть такой опыт у казанцев.
– Озера глубиной в 3,5 метра и ниже перестают быть постоянно заморными, потому как у них повышается биологическая емкость и экологическая прочность. Чтобы превратить водоем в незаморный, хозяйственник должен применить комплексную мелиорацию, заключающуюся в подаче дополнительной воды или в подъеме уровня озера. В 60-е годы ученые подготовили для казанцев проекты оснащения низконапорными дамбами высотой до полутора метров берегов девяти озер, из которых весной вода раньше стекала в реку Ишим и протоку Алабуга.
В результате при глубине в 3,5 метра озера ожили. Их экосистема повысила свою жизнеспособность почти на треть за счет снижения солености воды, сокращения заморности, увеличения кормовой базы… Есть достоверные данные о том, что мелиорированные озера в Казанском рыбхозе за счет гидротехнического обустройства давали рыбы на 50–70 процентов больше.
– Увы, даже некоторые специалисты сельского хозяйства довольно узко понимают термин «мелиорация».
– Мелиорация – это давнишнее понятие, связано с «улучшением» (ключевое слово) условий выращивания растений, повышения плодородия и качества почвы… В том числе и улучшения условий выращивания рыбы, которой требуется благоприятный кислородный и кормовой режим. На озерах часто встречаются заросли тростников и камыша, кочки и коряги, от которых следует избавляться, чтобы беспрепятственно протянуть невод. Мелиорация позволяет в разы увеличить продуктивность озер, а также выращивать ценные виды полновесных рыб. Ведь не случайно Сладковский и Казанский рыбхозы, которые в контакте с наукой широко применяют мелиорацию, дают области 90 процентов рыбы. И это при довольно ограниченном озерном фонде.
– Можно сказать, успешно используют научный базис Госрыбцентра, аграрного университета Северного Зауралья и Тюменского госуниверситета.
– Госрыбцентр достаточно много сделал для радикального изменения экологической ситуации на тюменских заморных озерах. Заведующий лабораторией промышленного рыбоводства и рыбохозяйственной техники Николай Павлович Слинкин, к сожалению, безвременно ушедший из жизни, оставил ряд эффективных разработок и технических приспособлений для коренной мелиорации. Талантливому ученому, инженеру-исследователю принадлежит создание водоемов- спутников. Возле озера выкапывают прудик глубиной около семи метров, соответствующий площади акватории размером от 0,6 до 1,5 гектара, куда запускают оставшуюся после основной путины товарную рыбу. В водоеме-спутнике с непременной установкой турбоаэратора может зимовать и рыба, не достигшая товарных кондиций. Таким образом, спасают от замора в озере карпа, судака, щуку, сиговых... Эти «спутники» можно также использовать для двухлетнего нагула пеляди. Разумеется, применяя текущую мелиорацию – боронование и другие работы.
– А во что это обходится?
– За 3-4 года можно отбить все затраты. Судите сами – продуктивность гектара на озере Никулинском возросла до 200 килограммов. А во Власовском уже пятый год содержат для воспроизводства маточное стадо пеляди.
– Не так давно в СМИ появилось ваше сообщение о том, что «в Тюменской области проведен макроэксперимент по преобразованию типично заморного озера в незаморное».
– Это я сообщал об Андреевском озере, расположенном под Тюменью. В этом водоеме еще в 1977-м я с коллегами организовывал для подсобного хозяйства моторного завода однолетний нагул пеляди. Моторостроители построили плотину посреди озера, что позволило приподнять уровень воды в верхней части (1900 га) на метр. Позднее здесь с помощью земснарядов производили добычу песка. Экологи по этому поводу долго протестовали. И было из-за чего, на глубинах 10–12–15 метров образовалась мертвая зона из сероводорода, образуемого скатившимся на дно илом. Со временем гниение прекратилось, и сегодня на берегу Андреевского можно наблюдать сотни рыбаков. В озере сейчас живёт 12 видов речных рыб. Изъятие песка омолодило экосистему. Произошла экологическая реабилитация.
– Осенью сотрудники ООО «Неруд» выпустили в Андреевское в качестве компенсации за экологический ущерб более двухсот тысяч подрощенной молоди сазана, который через два года превратится в полновесную рыбу.
– Предлагаю использовать таким же образом месторождения песка на гигантском озере Черное Армизонского района, площадь которого составляет 23 тысячи гектаров. Если его превратить в незаморный высокопродуктивный водоем, то там можно выращивать более трех тысяч тонн рыбы. Вот вы печетесь о двух-трехлетнем нагуле пеляди – народной рыбы Тюмени последней четверти прошлого века. Такими объемами можно сполна накормить не только областной центр. Хотелось бы, чтобы этим проектом заинтересовались геологи, строители и, разумеется, муниципальная и региональная власти. Не все уродовать наши леса космических размеров карьерами. Кстати, песком из мелководных водоемов можно отсыпать дамбы, тем самым поднимая уровень воды в озерах, превращая их в незаморные.
– У нас ведь, Игорь Семенович, на карте рыбоводства области сплошные белые пятна в северных районах?
– В Тобольском Заболотье есть озеро Андреевское в три тысячи гектаров, которое раньше давало 400–500 тонн пеляди. В него же через речки заходили плотва и окуни. По рекомендации науки там строили плотину и дамбы. В озере Большой Уват Вагайского района на 18 тысячах гектарах выращивали до 600 тонн пеляди. Там тоже возводили гидротехнические сооружения. Еще в 90-е годы тюменцы кормились рыбой из этого гигантского водоема. Потом работы на нем прекратились. А жаль, глубина на озере до трех метров, всего полметра не дотягивает до незаморного состояния. На Большом Увате и Андреевском необходимо научно-производственное обеспечение: обследование и капитальная мелиорация. Там ведь есть и выростные пруды, где подращивали молодь. Я уже говорил про серьезный научный базис, наработанный в Тюмени по рыбоводству и рыболовству. Весь арсенал этих знаний пока в голове у меня и моих коллег – все знаем, все помним. Кто желает сотрудничать, обращайтесь, всегда откликнемся.
НА СНИМКЕ: выпуск подрощенной молоди сазана в озеро Андреевское.
(Продолжение следует)
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/