РАЗОРВАННАЯ СТРАНА: ИЛЬ СКИФЫ МЫ? ИЛЬ ЕВРОПЕЙЦЫ МЫ?

СУБЪЕКТИВНО 

Продолжение. Начало в №№ 49–51 

В прошлом номере «ТП» я описал две истории: о пребывании Руси под татарами и Китая – под маньчжурами. Выяснилось, что, кроме страданий народа, татары подтолкнули разобщенную на вотчины Русь к созданию единого государства. Так что историкам, мне кажется, вместо того чтобы расписывать этот период исключительно черной краской, еще предстоит тщательно взвесить все плюсы и минусы. А еще сложнее – с Китаем, к которому мы надеемся притулиться. 

– Китайский народ, – писал в начале XX в. востоковед В.В. Корсаков,– в истории Дальнего Востока был тем же, чем были в своё время Греция и Рим для Европы. 

Но дело не только в заслугах Китая перед мировой цивилизацией. До новой эры и позже Китай развивался обособленно от Запада, и знания Поднебесной о мире были весьма ограничены, если не примитивны. Кстати, отсюда и титул – Поднебесная, центр мира, а все остальные страны – вассалы Китая. В этом китаеведы усматривают истоки живучести национализма, с одной стороны, а с другой – конструкцию и философию власти: “На небе не бывает двух солнц, на земле не может быть двух императоров”. В результате китайцам не слишком импонируют “многополюсные или даже многосторонние концепции безопасности”. 

Правитель, и не только самый высший, носил титул «сын неба». Он должен был, пишет крупнейший китаевед Владимир Малявин, обладать силой (магической), позволяющей с помощью жертвоприношений поддерживать связь живых с их божественными предками. Идея органической связи Неба и Земли хоть и исходила из древности, однако большинство жителей Срединной империи умирали – так и не увидев в лицо не то что государственного чиновника, но даже его представителя из числа мелкого служивого люда. Это и есть ключевой аспект идеи Дао, Великого пути, то, что передается от сердца к сердцу, не требуя ни оправдания, ни понимания. Просто верь правителю, ибо он от Неба! 

Про оборотную сторону идеи говорил святой Августин: в истоке любой власти таится беззаконие, а государство в зародыше есть «добыча воров». Но за 6 веков до Августина даосский философ Чжуан-Цзы выразился еще откровеннее: «Укравшего крючок тащат на плаху, укравший царство восседает на троне». Так что и в современном Китае размах коррупции не жиже, чем в России, где она пухнет, хотя в Поднебесной расстрел в законе. 

Однако пора вернуться к тезису Хантингтона о том, что экономика следует за культурой, поскольку он таит массу нюансов вообще, а в случае с Китаем – тем более. Распределение культур в мире отражает распределение власти. Торговля, писал ученый, может следовать за флагом, а может и не следовать, однако культура «всегда следует за властью». В правоте этой мысли россияне имеют возможность убедиться, понаблюдав хотя бы на ТВ за поведением подавляющего большинства деятелей нашей культуры. 

Так вот, торговля (не только принципами), обеспечив подъем Восточной Азии (главным образом – Китая), к концу прошлого века породила эйфорию, будто весь Тихоокеанский регион, эта постоянно расширяющаяся торговая сеть, должен гарантировать гармонию и мир во всем мире. 

– Оптимизм, – заметил Хантингтон, – основывался на крайне сомнительном допущении… Экономический рост на самом деле порождает нестабильность внутри стран, изменяя сложившийся между ними и регионами баланс сил. 

Из истории известно, что экономический обмен способствует контактам народов, но чаще он порождает взаимные опасения. Ведь торговля, как и прибыль, является источником конфликтов. Хантингтон в конце 90-х словно углядел нынешние распри между США и КНР, лихорадящие весь мир. 

Но конфликтуют не только разные этносы. В этом году Белоруссия и Россия отметят 20-летие подписания Договора о создании Союзного государства, а Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – свой первый 5-летний юбилей. Правда, в последнее время у членов этого интеграционного союза появились сомнения в том, будет ли второй юбилей. Александр Лукашенко недавно рассказал, как реагируют на проблемы в Союзном государстве партнеры по Евразийскому союзу. «Многие главы государств – мусульмане – говорят: если вы между собой не можете разобраться, то куда вы нас тащите? А когда мы (белорусы и россияне) начинаем собачиться, то у них глаза на лоб лезут: если уж родные не могут разобраться, зачем нам такие союзы?». Речь шла о ЕАЭС и Организации договора о коллективной безопасности. 

Нет, нет, я не забыл о маньчжурском вторжении в Китай и его последствиях. Осмелюсь по этому поводу на суждение дилетанта. В XVII в. вождь Джурджэней Нурхаци объединил весьма воинственные соседние племена, которые и двинул на Срединную империю. Первое время маньчжурам категорически запрещались браки с ханьцами (китайцами), но жизнь брала своё, как это мы знаем по татарскому наследию на Руси. Предполагаю, что изначальный национализм ханьцев Поднебесной от Конфуция и даоссов постепенно впитывал супервоинственность маньчжуров. Получилась изрядно гремучая смесь. 

После массового расстрела молодежи в начале 90-х на пл. Тянь- аньмынь «режим с радостью принял китайский национализм как новый источник законности», цитирует Хантингтон местного комментатора. В это время в Китае возникло «всеобщее настроение вернуться к исконным устоям, зачастую – патриархальным, весьма самобытным и авторитарным. Демократия, о которой говорил Сунь Ятсен, в её историческом повторении была отвергнута, как и ленинизм, еще одно течение, навязанное из-за рубежа. Новое состояние огромного региона назвали «азиатским самоутверждением». Времена, когда Соединенные Штаты чихали, а Азия подхватывала простуду, уже позади, писала правительственная газета. 

Под влиянием модернизации, по словам Хантингтона, глобальная политика сейчас выстраивается по-новому… Народы и страны со схожими культурами (куда входит и религия!) объединяются, а с различными – распадаются на части. Вот и прикиньте, сколько культур, причем весьма разных, укоренилось в России?! Мы, особенно – власти, этим фактом только гордимся. А может, есть повод задумать о вероятности сценариев самых неожиданных? Чечня это продемонстрировала. 

Сигнал о зарождении нового «азиатского самоутверждения» в 1969г. СССР получил в виде сражения за о. Даманский, который не стоил капли крови, не говоря о реках, там пролитых. И по большей части – из-за промахов тогдашней власти Союза. Тем не менее я не склонен разжигать милитаристские страсти. Сегодня есть масса вполне бескровных способов аннексировать территории со всеми природными богатствами. Тем более – в России, которая сама на блюдечке их преподносит. Я уже писал про 1 млн га сельхозугодий, которые наши власти сдают КНР. Пока – в аренду. Вот другой пример. На круглом столе при Международной выставке «Байкалтур» в апреле представители турбизнеса рассказали, что территорию вокруг озера в буквальном смысле «застолбили» граждане Китая. По словам бывшего депутата гордумы Иркутска, специалиста по туризму Ольги Жаковой, государство до сих пор не приняло мер для упорядочения турпотоков и защиты окружающей среды. Так, по результатам проверки прокуратуры выяснилось, что в регионе из 52 турбаз 43 работает незаконно. Земельные участки выдавались под индивидуальное жилищное строительство, а понастроили турбазы, у большинства из которых нет даже туалетов. 

По словам представителя общественного движения «Добровольцы Забайкалья» Стаса Захарова, у нас все работает во благо Китая. Вдоль Байкала висят вывески о продаже земли, дублированные на китайском языке. Граждане Китая строят трехэтажные дома и заселяют своих же туристов. Там нет никакой системы канализации, обычный септик, откуда все попадает в Байкал. В местности Энхалук уже случилось массовое отравление жителей байкальской водой. А депутата парламента Бурятии Баира Цыренова тревожит скупка земель в регионе. «Китайский бизнес очень активен в Сибири и на Дальнем Востоке. Деньги, которые китайские бизнесмены зарабатывают в России, чаще вкладывают здесь. Сложно иностранцам напрямую покупать российские земли в курортных поселках, но они действуют через местный бизнес, через аффилированные компании», – рассказал Цыренов. 

Да что – Байкал?! Китайцы не только уникальное озеро, но всю Сибирь с Дальним Востоком именуют «китайской землей» – так и напечатал в сентябре интернет- ресурс «Цзиньши Тоутяо». Автор удивляется, почему граждане РФ протестуют против массовой вырубки сибирского и дальневосточного леса на продажу в КНР. Ведь в прошлом эта территория была китайской! «Мы легко и без русской древесины обойдемся, а вот вы без нас сразу же начнете загнивать», – пишет автор. Может, он недалек от истины? 

Известный предприниматель и общественный деятель Дмитрий Потапенко заявил, что в России целые отрасли переданы китайскому бизнесу. По его словам, вытеснить китайских дельцов оттуда невозможно из-за позиции федерального правительства. «На сегодняшний день мы видим беспрецедентные преференции, которые получили китайские предприниматели в России: «Если россияне рассчитывают, что и они тоже как-то смогут вписаться в эти ниши, то это зря, потому что о конкуренции здесь бессмысленно говорить». 

В Китае, поясняет Хантингтон, зачинание совместных дел, как правило, зависит от того, в какой степени они покрываются “бамбуковой сетью” семейных и личных отношений, а также общей культурой. Похожей «бамбуковой сетью» Поднебесная накрывает Россию. Вот почему китайское руководство предельно вежливо с российскими коллегами, но – и только. 

Эксперты спорят, сколько китайцев обосновалось в России. Мне кажется, есть смысл считать не китайцев, а наши активы, попадающие в «бамбуковые сети». А еще тщательнее пора считать, сколько россиян осталось в стране вообще. Я даже не про повышающуюся смертность. Всё больше специалистов говорят, что в стране вовсе не 146 млн человек, как декларирует Росстат, а любая половина: от 70 млн до 90 млн. Причем около половины – мигранты, приток которых оскудевает с каждым годом. Приводятся разные методики расчетов – итоги приблизительно совпадают. Предел – 50 млн жителей, но если верны данные экспертов, то с половинным населением Россию в нынешних пределах не удержать. 

Николай Разумович – юрист, историк и политолог – уже в 70-е не сомневался, что СССР вскорости распадется: «Сибирь и Дальний Восток в конечном счете мы потеряем, – говорил он. – Россия станет небольшой, и вот тогда-то, может, и начнется наша новая, более успешная история». 

Если так и случится, Россия разорвется не потому, что часть населения тянется к Востоку, а часть – к Западу. Разорвется огромная территория страны… 

НА СНИМКЕ: жители Поднебесной на российской земле чувствуют себя очень даже неплохо.

Игорь ОГНЕВ


39085