ПУТЕШЕСТВИЯ
(Окончание. Начало в «ОП» №№ 10 –11)
Утро пятого дня. Кульминация похода – подъем на Манарагу. Гора высотой всего каких-то 1609 метров, но считается сложной для подъема. Не в последнюю очередь из-за погодных условий: часты туманы, снег, метель, даже летом. Гора поистине великолепна – корона из семи зубьев, этакий бастион. В переводе с мансийского Манарага – медвежья лапа, она и правда похожа на растопыренную когтистую лапу.
Каждый из нас изрядно устал за прошедшие дни, но покорять вершину пошли все. Радовал один факт – мы избавились от наших рюкзаков! Теперь совсем! После возвращения с вершины нам предстоял сплав на катамаранах – конец верблюжьей жизни.
Чем выше мы поднимались к вершине, тем круче становился уклон, тем крупнее курум – нагромождение валунов. На покорение Манараги мы потратили почти весь день. О т к рывши й с я сверху вид был наградой за все тяготы восхождения. Целая горная страна во всех направлениях лежала у наших ног! Сильное чувство! Хотелось бесконечно созерцать эту красоту, но нужно было возвращаться в лагерь.
На следующий день мы до обеда собрали катамараны, и началась "мокруха" – так мы окрестили водную часть нашего маршрута. Впереди лежало множество перекатов, шивер, несколько порогов, то есть вероятность искупаться в ледяной воде была достаточно высокая. Река здесь, в верховьях, была ещё мелкая, и часто приходилось спрыгивать в воду, чтобы столкнуть катамаран с камня, торчащего посреди русла. Катамаранов было три.
В конце первого дня "мокрухи" мы остановились на ночь перед основными порогами – "Труба" и "Белая лошадь", оставив сложные препятствия наутро. И тут нас ждал сюрприз – приют для туристов, о существовании которого никто из нашей команды не знал. Когда мы расположились обычным биваком, из кустов вышел смотритель (как выяснилось, он увидел дым нашего костра) и пригласил нас ... в баню. "У нас в километре отсюда дом с электричеством, еда, нары сухие, печка. есть вайфай 256 мегабайт в сутки…– его слова падали, как из потустороннего мира. – Приходите ночевать, я баньку затоплю". После недели скитаний по болотам, горам, вечно мокрые и уставшие, мы высоко оценили это гостеприимство. Спасибо нефтяной компании, которая построила и безвозмездно содержит этот приют для туристов.
За ночь отдохнули, обсушились, а утром нас ждали пороги реки Косью. Не очень сложные, тем не менее искупавшиеся были. В том числе и я. Вода просто ледяная. Но её цвет! Бирюзовый, лазурный ли – не передать. Такой цвет воды я видел на атоллах в Тихом океане. И в этой ледяной купели водятся хариусы! Вкусные, жирные! Ловили мы их и с берега, и с катамаранов. Рыбаков нас было всего двое из группы, но если мы задерживали ход, нас никто не торопил – уха всем пришлась по вкусу.
Была ночь на высоком яру, сплошь устланном черникой, прямо ковер. А перед сном был великолепнейший компот из черники с добавлением спирта – таежный глинтвейн! Был костер, звезды и луна над бастионом Манараги, которую мы, обогнув, видели с обратной стороны.
А затем было прощание с горами. Они мельчали, река приняла равнинный характер, высокие пики и скалы постепенно ушли в горизонт, и пейзаж стал истинно таёжным, с длинными каменными отмелями, песчаными косами, исчерченными следами лосей и медведей. Последние две ночи мы спали в охотничьих избушках: палаточная романтика хороша, но когда есть выбор, изба всё-таки лучше.
Потом была железнодорожная станция Косью и город Инта, прощальный вечер с песнями под гитару, расставание с друзьями, ставшими за 10 дней почти родными, и двое суток в поезде до Тюмени.
Я долго буду вспоминать красавицу Манарагу. Минимум до следующего лета, когда поеду покорять знаменитое и таинственное плато Путорана. То ли ещё будет!
Евгений РУБЕ, Тюмень.