РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ
ОПАСНЫЕ МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОГУТ ДОВЕСТИ ДО РОКОВОГО ШАГА
Когда створки понятий сужаются, не сразу понимаешь, что попал в ловушку психологической технологии – окно Овертона.
Название звучное, не правда ли? А «кухня» этой обманки одновременно и проста, и сложна для восприятия. Вот она открывает бездонный рот – и кажется, что целый океан суждений вливается в ненасытную пасть и начинает жить там по каким-то своим законам. Теория пошагового внедрения асоциальных явлений, можно сказать, на наших глазах превращается в инструмент уничтожения нравственности. Принципы толерантности уродуют общество. Доходит до того, что даже незыблемые истины становятся гласом вопиющего в пустыне.
Как это происходит? Из некогда невозможной определенная тема обсасываемая в обществе, в СМИ, пусть и резко негативно, но странным образом переформатируется в радикальную – это мы замечаем по едва уловимым признакам прежних умозаключений, которые с годами обрастают допущениями типа «ну, в войну же такое бывает…» или «есть исключения из правил». А через определенный промежуток времени – новый скачок: рамки принятого спектра мнений зажимают жертву (группу людей или отдельного человека) в разглагольствованиях о свободе выбора – и получаем приемлемое обоснование прежде невероятных вещей. Недалек тот день, когда меньшинства примерят на себя «одежду» большинства. Сначала отдельные голоса, а затем и целые хоры воспоют хвалу ранее ужасному, и последнее – уже в категории «разумно». А там один шаг до вердикта «стандартно». Наконец, финальная стадия – массовое насаждение порочности.
Разрушающий потенциал этой модели действия, предложенный в девяностые годы прошлого века социологом из США Джозефом Овертоном, пугает. Ведь с ее помощью даже в сознание высокоорганизованного общества можно подсадить любую идею! Скажем, гомосексуализм. Что и наблюдаем. Если это извращение и существовало в веках, то все равно порицалось. А сейчас не только не осуждается – по крайней мере, рядом развитых стран, но и кое- где подкреплено законодательно. О европейских предпочтениях не случайно где-нибудь в кулуарах иронично отзываются не иначе как о «гейропских». Налицо успешное внедрение политтехнологии в жизнь – информационное программирование части социума завершилось буквально спустя два десятилетия.
Двадцать лет! Ничтожность перед лицом Вечности! И за этот срок безобразие было возведено на трон «действующей нормы»! Никто не увидел, что король голый, а если и увидел, то посчитал неправым себя, а не окружение. Это нетрудно объяснить: «Голос единицы тоньше писка».
Под управлением толпы, как мы знаем из истории, можно творить что угодно. Владеющий толпой владеет миром. И это хорошо усвоили манипуляторы за океаном. Эксперименты продолжаются. Что теперь? Чем еще грозит вброс злого семени на единое информационное пространство? Вот где боишься всеобщей любви к Интернету! Эти сети – крепкая веревка, привязывающая нас к тому же окну Овертона. Там, в его глубинах, можно разглядеть что угодно и кого угодно. Створки подобных технологий расплющивают целые социальные пласты.
Не будем далеко ходить за примерами. Семья – одно из наиболее уязвимых звеньев цепи. О ее проблемах в свете медиатехнологий недавно рассказывал журналистам и психологам социальных учреждений региона на семинаре-практикуме в молодежном театральном центре «Космос» г. Тюмени кризисный психолог, член общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России, главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» Михаил Хасьминский.
Такие информационные механизмы разложения личности, как этот и иже прочие, особенно негативно влияют на несовершеннолетних. Промывание мозгов грозит разрушающими последствиями! Тут тебе и агрессия, и склонность к насилию, экстремизму, суициду. На последней беде столичный специалист остановился особо. Что толкает детей и подростков туда, откуда нет возврата? Почему стремление к комфорту и удовольствиям – оборотная сторона медали? Можно ли избежать неминуемой гибели, и в первую очередь духовной? Эти и другие вопросы обсуждали участники семинара.
Табу, точно шелуха, снимается посредством манипуляционных технологий. На подсознательном уровне они стимулируют нечто такое, что берется за основу. Тинейджеры крайне впечатлительны, импульсивны, и им легче выдать виртуальность суицидов за «нормальность», внушить мысли о героизации или романтизации кризисного поступка. Что видят они в притягивающей бездне «овертоновских окон»? Все искажается в помутненном разуме. Весь мир – иллюзион!
«Овертоновские» предпосылки следует искать в недрах еще не устойчивой юной психики, подверженной влиянию семейных разборок, улицы, школьных авторитетов. Ребенок не хочет показаться слабаком, борется со своими комплексами, рубит сгоряча неразрешимые конфликты – и совершает непоправимое. Где же выход? «Чтобы реально сохранить жизни, – советует психолог, – необходимо с детства заниматься воспитанием нравственности. Это гарантия того, что суицидов будет меньше, потому что человек с духовным стержнем никогда не совершит самоубийство, не сможет никого убить».
Развенчивание мифов – вот чем должен заниматься социум. Если мы, конечно, позиционируем себя духовно развивающимися людьми. Нельзя смаковать, тиражировать и обобщать факты суицида, пускать пыль сенсации, навевать ореол таинственности или героизации на тех, кто накладывает на себя руки. Стоит чаще задумываться о том, почему в школах вместо «Двух капитанов» сегодня проходят, допустим, «Ромео и Джульетту»? Или отчего любовь объясняется как химия, а не как жертва? И куда девалась «Как закалялась сталь»? И больше говорить о последствиях суицидов – инвалидности, адской боли, презрении людей и т. п. А еще заглянем в заповеди Божии – сколько в них силы!
«Потеря высшего смысла несомненно ведёт к самоубийству», – писал когда-то Федор Достоевский. Нужно осознать это как данность, как то, что свет – это свет, а тьма – это тьма. Это и есть духовный стержень! «Мы не понимаем ценности жизни, – сетует Михаил Хасьминский. – А ведь она должна быть! Низкая статистика самоубийств наблюдается в тех территориях, которые дорожат традициями. Портрет современного самоубийцы – это эгоист, инфантил, безответственный, праздный, ленивый человек с высокой степенью претензий. Вот о чем надо сообщать в СМИ!».
Технологии наподобие окна Овертона размывают границы между добром и злом. Вспомним: подмена ценностей в конечном счете поглощает целые цивилизации! «Прогресс отрицания Бога в конце концов становится регрессом. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо соблекает с себя образ человеческий и возревнует об образе зверином», – предупреждают великие умы.
Да, самоубийце только духовно ненормальный может «петь песнь». Если в окне Овертона видишь в петле человека, никакие безнадежные обстоятельства не оправдают суицид.
Вера в Бога – не панацея от безумств, когда речь идет о многополярном обществе. Просто тогда нужно искать иной духовный остов, удерживающий тебя от навязчивых нездоровых дум. «Когда человек находится в кризисном состоянии, он должен знать, куда обратиться, где ему помогут выйти из болота душевной боли», – делится Михаил Хасьминский.
При желании изыскиваются всякие пути выхода из тупика. Луч света можно разглядеть и в опасно сжимающихся створках таких вот коварных окон Овертона.
P.S. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Тюменской области с региональным социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Семья» напоминает, что на портале pobedish.ru всегда можно получить психологическую поддержку. Уже более 30000 человек благодаря такой помощи отказались от попыток суицида.
Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ