ЭКОНОМИКА
ООО «ЭКОРЕСУРС» ВЫПЛАВИЛО 250-ТЫСЯЧНУЮ ТОННУ СВИНЦА
Накануне выходных в Тюмени произошло знаменательное событие: ООО «ЭкоРесурс», дочернее предприятие АО «Тюменский аккумуляторный завод», выплавило 250-тысячную тонну свинца и свинцовых сплавов. На 9-й километр Велижанского тракта, где располагается предприятие, потянулись гости.
Открывая митинг, генеральный директор ООО «ЭкоРесурс» Виктор Шрайнер сказал, что Тюмень никогда не славилась металлургией. Здесь было смешанное хозяйство: в основном «нефтянка», немного машиностроения, текстиля, лесоперерабатывающей промышленности и т.д.
− И это ж надо было решиться в начале 90-х годов, когда закрывались завод за заводом и действующие предприятия «разлетались, как щепки», создать новое металлургическое производство. Александр Васильевич Кореляков, генеральный директор Тюменского аккумуляторного завода, отважился! Направлял сюда прибыль, не прибегая к кредитным ресурсам! Сначала был участок, потом цех, сейчас завод!
Виктор Шрайнер напомнил, что свинцовое производство существовало в разных состояниях и структурах, а в нынешнем статусе работает с 1 января 2018 года. И популярно разложил экономику: где сейчас находится предприятие и куда нужно стремиться. «Мы постоянно чувствуем поддержку своего контрагента, Тюменского аккумуляторного завода», − заключил он.
Председатель совета директоров, исполняющий обязанности генерального директора АО «Тюменский аккумуляторный завод» Александр Разинков также говорил о том, что в начале девяностых, во времена хаоса и разрухи, Александр Кореляков «принял историческое решение» − создать новое металлургическое производство.
Александр Разинков дипломатично умолчал о том, что произошло с теми, кто подобного, пусть и неординарного, шага не сделал. Я имею в виду Тюменский камвольно-суконный комбинат, который стал неконкурентоспособным прежде всего потому, что у него не оказалось собственного сырья. Нужно было вложиться в имеющееся на юге области овцеводство – не захотели. В итоге, цеха КСК сейчас сносят.
Впрочем, параллели напрашивались сами, а публика собралась понятливая. Свинцовое производство на Тюменском аккумуляторном заводе началось с того, что разделка старых аккумуляторов «осуществлялась топорами», потом появились разделочные гильотины. Извлеченные свинцовые решетки (правильнее − «свинцовые токоотводы») и свинцовые клеммы методом низкотемпературного плавления переплавляли в слитки. Оставшиеся свицовосодержащие материалы отправляли на металлургические предприятия России и Казахстана.
Однако контрагенты не всегда вели себя корректно – тянули с выполнением заказов, обманывали в объемах. Ситуация требовала развития. В 2002 году появилась линия разделки старых аккумуляторов; в 2006 году – участок рафинации, где стали производиться товарный свинец и сплавы. Вскоре поняли, что отгружать сырье на сторону невыгодно. Закупили четыре роторные печи, что позволило производить все марки свинца и свинцовых сплавов в необходимых количествах для производства аккумуляторных батарей. Завод перестал зависеть от поставщиков. И это здорово!
Председатель совета директоров говорил о заслугах конструкторского отдела, служб главного механика, главного энергетика и других структур. Особенно отметил металлургов из Казахстана, переехавших в Тюмень по приглашению Александра Корелякова. Каждый из них привнес в производство свою компетенцию. Без них цветная металлургия в Тюмени вряд ли бы состоялась.
Генеральный директор ЗАО МПКФ «Алькор» Владимир Галанов, который также производит аккумуляторные батареи и использует выпускаемый здесь свинец, выразил уверенность, что «достигнутые успехи будут, несомненно, продолжены».
Далее пошли заслуженные награды, которые вручал генеральный директор ООО «ЭкоРесурс» Виктор Шрайнер. Золотой медалью межотраслевого объединенного комитета «За трудовые заслуги» и премией предприятия награждены старший мастер в производстве свинца Алишер Разыков и сортировщик-сборщик лома и отходов металла литейного цеха Андрей Гисматулин. Медалями «За трудовые заслуги» разного достоинства в общей сложности награждены 10 человек. Еще десять − удостоились благодарственных писем предприятия.
Празднование продолжилось в кафе заводского санатория- профилактория «Березовая роща» − давняя традиция, заведенная Кореляковым. На таких мероприятиях собравшиеся могут запросто общаться друг с другом, невзирая на чины и звания. А это сплачивает коллектив: люди видят общую цель! К тому же они не только танцуют и веселятся, но и обсуждают насущные проблемы – это уже чисто российская традиция.
В этот раз обсуждались проблемы качества. Заместитель генерального директора АО «Тюменский аккумуляторный завод» по качеству Андрей Вальтер, работавший на свинцовом производстве с 2008-го по 2012 годы в должности зама, отметил, что свинцовый завод «делает всю номенклатуру и даже выполняет заказы со стороны». Любой сплав могут освоить в течение месяца- двух. Качество вполне приличное. Разумеется, есть проблемы, но все решаемо.
Меня интересовало, способны ли заводские специалисты раскрыть рецептуру свинцовых сплавов, применяемых в аккумуляторных батареях фирм VARTA и Bosch? Кстати, нынче аккумулятор TYUMEN BATTERY PREMIUM стал лучшим из продаваемых на территории России, а прославленная VARTA оказалась на 13-м месте! О чем и сообщил ноябрьский журнал «За рулем». Не менее прославленный Bosch вообще не попал в список.
Директор производства ООО «ЭкоРесурс» Вадим Захаров, кадровый металлург, переехавший в Тюмень из Казахстана в 2000 году, пояснил: раскрыть рецептуру любого сплава при современных приборах – не вопрос. Проблема – воспроизвести:
− К примеру, распилили VARTA, там есть токоотводы, клеммы – понятно, что они из свинца, в котором может быть кальций и другие легирующие элементы. По приборам определим состав сплава, может, даже марку. Но как воссоздать такой сплав, причем в больших объемах? И вот здесь появляются трудности: то кальций уплыл, то алюминия нет, то не можем в тех диапазонах, в которых необходимо, поймать легирующие элементы. Наконец, поймали, передали сплав аккумуляторщикам, те расплавили – у них поплыли анализы, литье не идет: состав изменился!
В классической литературе об этом ничего нет! Стали наблюдать, при каких операциях примеси корректируются: уменьшаются, увеличиваются… Так постепенно, методом проб и ошибок, идет процесс эмпирического построения технологии.
− Металлургия − это своего рода сплав науки с искусством, – замечаю я.
− Скорее, умение наблюдать, анализировать и, конечно, интуиция. Практика идет впереди науки − для металлургии это норма.
Современная металлургия вышла на новые технологические уровни. Например, был свинцовый сплав, где содержание легирующего элемента – сурьмы – колебалось от 2% до 7%. То есть в тонне свинца – 20-70 килограммов сурьмы. Попасть в диапазон 50 килограммов несложно. Сейчас содержание сурьмы колеблется в пределах 20 граммов на тонну – жесткая вилочка! И когда в печи 180 тонн «свинца плещется», чувствуешь ответственность.
На сегодняшний день есть сплавы, где контролируют примеси в 1 грамм и даже 0,1 грамма на тонну – вот куда надо целиться! Директор производства Вадим Захаров озадачил генерального директора Виктора Шрайнера: нужно обновлять приборную базу, и тот поддержал – «потому что в этом перспектива». «Нано- технологии – это не просто что-то отвлеченное: молекулы, атомы... Этим можно (и нужно) управлять. Иначе отстанешь», − подытожил Захаров.
Слушая подобные разговоры, понимаешь: цветная металлургия в Тюмени встала на крыло. Здесь не гонятся за громадными объемами, выплавляя в месяц по 2 тысячи тонн. Зато ревностно относятся к экологии и весьма озадачены качеством.
НА СНИМКАХ: коллективное фото награжденных; генеральный директор ООО «ЭкоРесурс» Виктор Шрайнер (в центре), председатель совета директоров Александр Разинков, директор производства ООО «ЭкоРесурс» Вадим Захаров.
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Сергей ФЕДОРОВ /фото/