ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
Первое, что бросилось в глаза, – шкаф с наградами. На полке за стеклом множество призов за спортивные победы.
– Вот заняли первое место в районных соревнованиях по футболу, выступая в составе команды областной больницы № 19, филиалом которой являемся, – пояснил Артем Хвесько. – Думаете, что я стоял на воротах? Нет, был нападающим!
Приятно смотреть на здоровых, стройных медиков, иллюстрирующих библейский постулат «Врачу, исцелися сам». Не поведете же вы ребенка к логопеду, не выговаривающему половину букв алфавита. К слову пришлось. Потому что вся стена кабинета главврача заполнена схемами, графикой, снимками, прочими атрибутами претворения в жизнь пилотной программы областного департамента здравоохранения, направленной на повышение качества обслуживания «детского населения».
Именно так зафиксировано в министерском документе. А население это – новорожденные младенцы, дошколята и отроки возрастом до 18 лет, значит, вполне взрослые люди, без минуты доблестные воины Российской армии.
В упомянутой программе, как и во многих других реформистских идеях Минздрава РФ, превалирует тема «бережливость». Понимается как бережливое отношение к пациенту – чтобы у доктора было больше времени на общение с пациентом. Этого можно добиться совершенствованием логистики в процессе передачи больного из рук одного врача в руки другого и далее по цепочке. Возлагается надежда на цифровизацию – до 70% рабочего времени врача сейчас уходит на оформление различных бумаг.
Журналист обязан сомневаться. Сомневаться во всем. Я лично сомневаюсь в том, что пилотная программа позволит увеличить время общения доктора со страдальцем. Вообще-то данный промежуток вечности определен реляцией министра. Итак, время первичного приема пациента у участкового терапевта и педиатра составляет 15 минут. Первый визит к врачу общей практики (семейному врачу) должен занять не более 18 минут. На прием пациента врачом-неврологом выделено 22 минуты, на прием врачом- оториноларингологом – 16 минут, на прием врачом-офтальмологом – 14 минут, на прием акушером- гинекологом – 22 минуты.
Скорее всего, врач впредь станет принимать за смену не 20 человек, а все 25, а то и 30. Кто нынче содержит медицинское учреждение? Страховая компания в лице акционерного общества. Лицо хоть и юридическое, но это капиталист. А капиталист убытков не потерпит.
Знатоки утверждают, дескать, отечественная медицина держится на трех китах: 1. Кадры. 2. Кадры. 3. Кадры. По этому поводу Валерий Павлович Кудряшов, председатель обкома профсоюза работников здравоохранения, сказал:
– Выпускники медвузов, получив по областной программе «Земский доктор» «подъемные» в размере миллиона, для приличия показываются в назначенной сельской больнице, тут же на эти деньги покупают автомобиль – и поминай, как звали. Приходится объявлять в федеральный розыск.
Портрет «миллионщика» Евгения Волкова я обнаружил на стене в кабинете главврача Артема Сергеевича Хвесько. Помните, упоминал об атрибутах пилотной программы? Сам хозяин офиса не «миллионщик», просто работал в Бердюжской районной больнице, теперь руководит Новотарманской больницей имени Н. Хворостенко. Она, помните, филиал областной больницы № 19.
С земским доктором Волковым мы еще успеем познакомиться. А пока приглашаю читателей на «экскурсию» по учреждению. Корпуса расположены в реликтовом бору с корабельными соснами. Лечащий персонал: два участковых врача-терапевта, хирург, гинеколог, врач по УЗИ, педиатр, стоматолог, массажист. Само собой, фельдшеры, медсестры, санитарки. Сорок коек отделения сестринского ухода, 10 – дневного стационара.
Идем дальше по коридорам больницы…
– Ни дня не раздумывала, куда пойти учиться, чтобы затем попасть только в нашу поселковую больницу, – встречает нас Ольга Савина. – Николай Иванович велел: «Медицинских сестер у нас достаточно, учись на техника лаборатории». Окончила по этой специальности медколледж, на месте выдаю результаты клинического анализа. Биохимию пока отправляем в город.
«Биохимия» – в частности, сахар и холестерин. При диабете человек впадает в кому – как при недостатке сахара, так и при его переизбытке, естественно, методы лечения прямо противоположные. Оперативные сведения о состоянии организма пациента стоят человеческой жизни. Чем быстрее, тем лучше.
– И скоро выдадите на-гора сахар с холестерином? – пытаюсь вопрос обратить в шутку.
– Так вот же получили автоматический гематологический анализатор Mindray, – серьезно отвечает Оля. – Уже подключили.
Пополнил парк техники зубной врач, ветеран учреждения Сергей Никанорович Никифоров. Похоже, полностью не зависим от головного заведения. Аппаратурой УЗИ обзавелись давненько, но не было специалиста. Теперь он есть – врач Анна Пачганова, выпускница Ханты-Мансийской медакадемии, приступила к своим обязанностям только-только – с 1 ноября. Главврач с гордостью продемонстрировал новейший цифровой флюорографический агрегат.
Подтянулись к детскому кабинету – вотчине педиатра Евгения Волкова. В помощниках у него фельдшер и медсестра. У порога кабинета вспомнил рассказ Артема Хвесько:
– Принесли ребенка возрастом меньше года. Случился припадок эпилепсии. Прямо при мне педиатр вытащил маленького пациента с того света. Он – доктор от Бога.
В давние времена эпилепсию называли падучей. По официальной версии, от неё умер сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Кстати, по приказу Бориса Годунова за вещание о смерти опальный колокол сослали в Тобольск. Две тысячи верст волоком. Понятно, сначала скинули со звонницы, били плетью, отсекли ухо, вырвали язык.
Евгений Владимирович сказал, что не помнит такого факта. Нет, врачи помнят всё. Просто доктор политкорректно отказался комментировать случай.
Краем глаза наблюдаю за приемом. Вполуха слушаю. Перед доктором молодая мамаша: на коленях малыш годика в два, рядом ребенок постарше – годика три. Его и осматривает педиатр. Притянув крохотного пациента за талию к себе, исследует горлышко, язык…
У колокола тоже имеются знакомые части человеческого тела: голова, талия, губа, язык… Волкову инструмент знаком не только детально, но и душевно. Доктор по праву входит в когорту лучших звонарей России. Ежегодно участвует в Московском пасхальном фестивале под руководством Валерия Гергиева. Под звон колоколов храма Воскресения Христова в Сокольниках хор Мариинского театра исполняет «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. У каждого звонаря свой стиль, нынче в моде ритмика. Звонить стали намного быстрее, стараются покорить слушателей темпом. Откуда у земского доктора такие навыки?
– Я же музыкальную школу окончил, меня без экзаменов брали в музыкальное училище. Но я выбрал медицину.
– Поступил без проблем?
– Довольно легко. Я ведь среднюю школу окончил с отличием. Правда, золотую медаль не дали. Ограничились серебряной. Кажется, сказалась гендерная причина. Да и неважно теперь. Академию окончил с красным дипломом. Потом работал в областной больнице, в Успенском детском доме, в детской поликлинике № 4. Посчастливилось мне набраться опыта у врачей старой школы – ну, той, «достраховой» медицины…
Мальцы в кабинете меняются. Но привычного детского плача не услышал ни разу. Хотя в коридоре плакали.
– А почему остановился на специальности педиатра? По рейтингу зарплат детский врач занимает одно из последних мест.
– Я сам рос весьма хилым, болел часто. Мама с ног сбилась, таская меня по клиникам. Так что практика у меня богатая. Вот потому и…
Волков получил по областной программе 1000000 рублей подъемных, подписавшись на то, что пять лет отработает в сельской больнице. Уже давно истёк срок, и он свободен, как птичка. Да и один миллион – невелики деньги, если пять лет разделить на месяцы, то доплата составит 16 с чем-то тысяч. Но обещали дать жилье. Предоставили, на две семьи. Целый год протекала крыша. В разных концах квартиры ставили ведра и тазики. На следующий год земский доктор нанял местную бригаду плотников. Отстегнул на новую крышу ровно половину «подъемных». Ко всему прочему, служебный дом оказался не подлежащим приватизации.
– Николай Иванович добился бы, сделал бы все, как надо, – говорит Волков. – Но не выдержало сердце…
Заслуженного врача Российской Федерации Хворостенко отпевали. В зале скорбно раздавалось: «…перьями своими осенит тебя, и под крыльми Его будешь безопасен…».
Сквозь слезы пел и Волков. Пел вполне профессионально. Потому что состоял в хоре храма Всех Святых. Его мать, Лидия Александровна, и сегодня преподает здесь теорию музыки.
«Миллионщиков» упоминали. Была в Новотарманской больнице и «миллионщица». Фамилию не будем указывать. На «подъемные» купила квартиру в Тюмени и уехала. И никто о ней не жалеет. А вот кто-то пустил слух, что-де увольняется участковый врач Надежда Зенкина – и в поселке сразу запаниковали. Сегодня смотрю: перед кабинетом Надежды Никитичны большая очередь: пациенты из Салаирки, Молчаново, Нариманово, Решетниково, Лесничества. Тоже врач от Бога.
Дома, просматривая кадры, заметил фото: в руках педиатра карточка, равная по толщине англо-русскому словарю. Какая составится библиотека, умножь экземпляр на 1500 – столько маленьких пациентов в буквальном смысле слова на руках у доктора Волкова.
– Нет, мы его не просто уважаем, – сказали мне родители малышей. – Мы его просто любим!
НА СНИМКАХ: главврач Артем Хвесько; на приёме у земского доктора Евгения Волкова.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/