БАБОЧКИ НОЯБРЯ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! 

В галерею "Гранж" (Советская, 51/4) пришли "Они". Пять очень разных художников, а значит – разные образы, темы, материалы, техники, стили, творческие подходы, взгляды на жизнь. "Они" – это концептуальная экспозиция, которая подразумевает общение, взаимодействие и даёт отличную возможность выразить себя, уверена участница показа, художник- керамист Ирина Тюльнева. "Они" стали её выставочным дебютом. 

Произведения Ирины и раньше участвовали в коллективных проектах. Например, в традиционной весенней "Котовасии". Но, как у многих художников, основным экспозиционным пространством для неё стали социальные сети. Выставки на странице Ирины Тюльневой постоянно меняются, а вместо этикеток к экспонатам часто прилагаются лирические зарисовки, в которых простые истины оборачиваются вдруг неожиданной стороной. Возьмём, к примеру, скульптуру "Путеводная звезда"... Она горит на верёвочке, свисающей с высокого колпака, чтобы всегда быть перед глазами. Куда бы ни пошёл "звездочёт", какой бы путь ни выбрал, это всегда путь к своей звезде. "На самом деле год заканчивается не в Новый год, он заканчивается перед отпуском. Всё внутри дрожит, всё внутри изношено, исчерпано, а за дверью стоят новые заказы, новые образы. Они стоят в очередь, терпеливые, но уходить не планируют, и они будут в моём Новом году, который начнётся после отпуска. Я люблю их, я им рада, но двери сегодня на засове, я смотрю в щёлку между досок, топчусь и на цыпочках ухожу в глубину себя..." 

На выставке "Они" скульптуры "Путеводная звезда" нет. В экспозицию вошли девять работ, и шесть из них созданы специально для "Гранжа". Из "старичков" на публику выехали "Фемида", "Укрощённый" и "Банька". Все три демонстрируют необычный взгляд автора на традиционные сюжеты. Та же Фемида совсем не похожа на привычную даму с весами. То есть весы у неё в руке всё-таки есть, но сама она – своеобразный гибрид сгорбленной старухи и старого броневика в клёпаных заплатах. Резких линий нет, хотя первоначальная задумка их подразумевала. Округло-сплюснутая Фемида являет собой "что-то устоявшееся, тяжёлое, залатанное, замурованное. Там ничего не должно быть, никаких чувств". Девушка на быке напоминает о похищении Европы, и такая работа у Ирины тоже имеется. Но сейчас перед нами "Укрощённый". Символ системы, которая незаметно укрощает всякого – выстраивает рамки вокруг и внутри, подчиняет, вынуждает следовать чужой указке. И вот уже могучий зверь послушно идёт, куда велят. 

Ирина готова объяснять, какой посыл вкладывает в свои произведения, но ничего не навязывает зрителям. Каждый находит в её скульптурах что-то своё, и это хорошо. "Кто-то не увидит ничего, кроме формы – значит, ему нужно было увидеть форму. Наслаждаться формой – это классное умение. Кому-то нужен смысл, он увидит свой смысл". 

Эта выставка очень важна для художницы, и подготовка к ней оказалась волнительной. Хотелось сделать что-то новое и важное, такое, что произвело бы впечатление на людей. И в какой-то момент задача, поставленная перед собой, её парализовала. Спасибо подруга посоветовала не думать о "важном". И тогда Ирина сказала себе: "Стоп. Я буду делать то, что делала бы, даже если бы не было выставки". И всё получилось. 

Среди новинок – "Ангел чистой воды" – экспериментальная работа, в которой художница попыталась соединить глину со стекловидным материалом и настоящим стеклом, скрестить плотное и прозрачное, стихию земли и стихию воды. Ту же линию, но на свой лад, продолжает миниатюрный журнальный столик. Его стеклянная столешница лежит на голубом керамическом основании в нежных цветах – последний лёд над вешними водами. 

На "ледяной" поверхности расставлена посуда с сюрпризом. Каждая чашка – домик для маленькой зверушки: ёжика, кота или лисички. Фигурки на дне выглядят очень трогательными. Разве можно налить в чашку морс, а тем более кипяток, когда оттуда глядит глазами-бусинками этакая малютка? Зато зверька можно "спасти", отпив из чашки достаточно, чтобы наружу показалась головка. Вся посуда пригодна к употреблению, её даже можно мыть в посудомоечной машине. Ирине нравится делать утилитарные вещи, которые могут пригодиться людям. Но возможность абсолютного творческого самовыражения дала ей скульптура. 

"Банька" навеяна воспоминаниями об учёбе в Кунгуре. У Ирины был преподаватель, работавший в технике примитивизма, которую она отказывалась воспринимать – слишком это противоречило её тогдашним представлениям. Но одна картина под названием "Банька" всё изменила: "Девушка и мужчина моются в бане. Никакой эротики, чистое прекрасное "ню". Я была в восторге". И воплотила это впечатление в фигурке девушки с длинными рыжими волосами в виде водяной струи. 

Ирина предпочитает лаконичные формы, выражая свой замысел через линию и цвет. Возможно, такому подходу способствовало увлечение фотографией, полагает она. В какой-то момент даже пришлось приучить себя оставлять фотоаппарат дома – иначе все прогулки превращались в напряжённое выискивание удачного кадра. Свои керамические работы Ирина строит по тому же принципу, что и фотографии, а для воплощения идей в материале разработала собственную технологию. Она раскатывает глину в лист, вырезает из него детали и собирает их в нужную форму: "Я делаю "выкройку", а потом уже из неё составляю скульптуру". 

Фигурки невелики – размер диктуется доступными материалами и технологиями. Самодельная печь не может обеспечить высоких температур, необходимых для работы, например, с шамотом или необычными глазурями. Глина учит гибкости, умению извлекать максимум из ограниченных возможностей, превращать недостатки в достоинства, а маленькие ошибки и неудачи – в оригинальные акценты. Глазурь неровно легла из-за красителей, использованных при росписи? Получился интересный эффект. В печи лопнула полка, отломился конец мантии королевской особы из композиции "Вся прелесть власти"? И это кстати: "Я решила: как здорово. Ещё и плащ оторвали". Ведь "прелесть" власти не в золотой короне на голове, а в тяжёлом камне, который не даёт выпрямить спину... 

Согнуты и фигуры двух подруг, встретившихся поболтать о своём, о женском, в работе "Весь дом держится на мне". Художница решила представить эту метафору буквально. Обе подруги, и правда, как улитки, несут на спинах по дому. Ту, у которой дом больше, сильнее пригибает к земле. 

Ещё одна парная работа – "Яблочко от яблони". Название говорит само за себя. Мать и дочь в зелёных платьях сидят спина к спине, их волосы соединяются, будто кроны двух близко стоящих деревьев, в листве краснеют яблочки. Ирина отражает в своих скульптурах всё, что трогает её и волнует. "Правильно говорят, что я всё пропускаю через себя и что в каждой работе есть что-то от меня лично. "Яблочко от яблони" – это я и Алёна. Это о том, как у нас всё получается. Бывает, дети повторяют путь родителей, и у нас произошло то же самое..." 

Дочь Алёна занимается хореографией, Ирина много её фотографирует, и этим во многом навеяна композиция "Рождение", которой друзья уже успели дать второе название – "Балерина". Это действительно балерина – правда, разделённая надвое, словно бы тонущая в морской воде... Или, наоборот, пытающаяся из неё вынырнуть, выбраться на свободу, взлететь? За спиной у неё маленькие крылья. Гибкое тело, изящная головка – одна половина, длинные ноги с тонкими носочками, словно бы в пуантах – другая. Балерина создана порхать по сцене. Оттого и крылья. Но не всё так просто. Чтобы вырваться из сдерживающих рамок, найти путь к себе и путь в мир, зачастую необходимы долгие годы, большие усилия и трудный, болезненный опыт. Творческий человек ощущает эту потребность особенно остро, он подобен бабочке, стремящейся выбраться из кокона. Но освобождение придёт, лишь когда наступит время, когда бабочка станет достаточно сильной. Главное – не нужно ей помогать. Как бы жестоко это ни звучало. Иначе она выйдет наружу слишком слабой. Только пробивая себе путь самостоятельно, ценой усилий и страданий, бабочка окрепнет настолько, чтобы подняться в небо. 

Можно спросить: а как же "таланту надо помогать?.." А никак. 

Для Ирины "Рождение" – своего рода творческий манифест. "Наверное, если бы мне кто-то помог раньше, у меня не было бы таких скульптур, – рассуждает художница. – Я часто думаю: если бы у меня было то или это, значит, у меня не было бы чего-то другого. На самом деле бывает по- разному. Кто-то через радость выходит. Но чаще всего – через страдания". 

Для Ирины Тюльневой настала пора вынести своё главное и сокровенное на суд зрителей. Её бабочки, наконец-то, вырвались на волю. Пусть их полёт будет долгим. 

Вместе с Ириной в выставке "Они" участвуют Алёна Козиол, Виктория Плаунова, Марина Ларионова, Ирина Бурыгина. Экспозиция работает до декабря. 

НА СНИМКАХ: И.Тюльнева и ее работа. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/


38584