И СНОВА О «РОДИМЫХ ПЯТНАХ» БОРОВЛЯНКИ

КОГДА ЖЕ ОНИ ИСЧЕЗНУТ? 

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ 

Год назад в нашей газете была опубликована корреспонденция «Не сады Семирамиды», или «Родимые пятна» Боровлянки». В ней сообщалось о карьере в Голышмановском районе, который разработчики не удосужились рекультивировать, и об устроенной на этой территории свалке бытовых отходов. 

Публикация заканчивалась надеждой, что найдётся ведомство, которое заставит авторов боровлянских «родимых пятен» привести обезображенную землю в надлежащий вид. Однако при существовавшем на тот период законодательстве проблема оказалась неразрешимой. Управление Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО, оперативно отреагировавшее на сигнал о безобразии, сообщило, что его автором является ПМК «Голышмановоагропромстрой», взявшее в 2007 году земельный участок в аренду для добычи песка на отсыпку дорог. В 2014 году предприятие с таким названием перестало существовать и было исключено из Госреестра юридических лиц. Это обстоятельство, сообщил руководитель региональной службы Россельхознадзора С.М. Палевич, не позволяет Управлению в рамках действующих правовых норм принять меры по устранению нарушений земельного законодательства. Также не нашли способа повлиять на решение проблемы межрайонная природоохранная и областная прокуратуры. 

Что же, тупик? Карьер и свалка, обезобразившие некогда красивый пейзаж возле села Боровлянки, так и останутся немым упрёком, свидетельством отсутствия хозяина на земле? А ведь есть у этой земли хозяин – местная власть. И редакция решила задать вопрос районной администрации, как она собирается жить с этим родимым пятном на своей территории. 

Вот что ответил на это глава района Александр Желтоухов: «В обращении Вами отражена проблема по образованию свалки в карьере возле д. Боровлянка. Дело в том, что договор МУП «ПМК Голышмановоагропромстрой» расторгнут еще 25 февраля 2011 года, имеется акт приема- передачи земельного участка, в котором отражено, что земельный участок соответствует количественным и качественным характеристикам, а также находится в удовлетворительном состоянии. Работа в карьере в соответствии с проектом освоения земель выполнена в полном объеме. По результатам обследования в момент передачи в 2011 году, а также после Вашего обращения 30 ноября текущего (имелось в виду, 2017-го, – Ю.Б.) года свалок в карьере или несанкционированного сброса мусора не установлено (имеется фото и видеофиксация). Для сведения сообщаем, что ежегодно весной и осенью в районе проводятся экологические субботники по выявлению несанкционированных свалок, в том числе в лесных массивах и вблизи водоемов». 

Нас, конечно, не мог не порадовать последний абзац об экологических субботниках «по выявлению несанкционированных свалок». Хотя и несколько озадачил: а делается ли что-то по их ликвидации, ведь выявление – не самоцель. Остальная часть ответа озадачила ещё больше. Александр Васильевич сообщал, что земельный участок согласно акту его приёма-передачи «находится в удовлетворительном состоянии», а также, что «сброса мусора не обнаружено». Но речь-то в заметке шла конкретно об отсутствии рекультивации, которая предусматривает такую процедуру, как оположивание краёв карьера, нанесение плодородного слоя почвы, дабы легче было природе залечить рану. О том, что это не было сделано, свидетельствовал приложенный к нашей публикации снимок, запечатлевший рваный, обрывистый берег. Со свалкой тоже получилась какая-то мистика: на нашем снимке она есть, а в ответе главы – её «не установлено». Может, это означало, что мусор вывезен на санкционированную свалку? 

Выяснить реальное положение дел ввиду наступления зимы и снежных заносов в прошлом году не удалось. Но недавно мне снова пришлось побывать в тех местах, и вот что могу констатировать. Свалка с прошлогодним содержимым действительно исчезла. Однако появилась новая с другим содержимым. Меня озадачило большое количество на ней старых искусственных венков. И судя по тому, что в километре от свалки находится кладбище, можно предположить, что их вместе с другим кладбищенским мусором организованно переместили сюда. 

Что до карьера, то в нём никаких изменений не произошло: те же рваные берега и та же бесплодная почва на дне карьера. Кстати, ешё страшнее выглядит обнаруженный неподалёку от этого места нерекультивированный карьер возле деревни Горбуновой. 

Однако в этом году в отношении подобных явлений появился «свет в конце туннеля». В июле вышло Постановление Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель». Приведу из него нужную нам часть: 

«В случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются… исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, – в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам». 

Можно отметить, что этот документ появился как нельзя кстати. Он определяет ответственных за рекультивацию карьеров и ликвидацию свалок, за порядок на земле в лице государственной и местной власти. Зная это, глава района не будет ждать, как в данном случае, когда предприятие начнёт процедуру самоликвидации (а то и просто перенаименования), чтобы избежать затрат на восс тановление обезображенной им земли, а станет действовать на опережение. И надо полагать, что теперь ничейных бесхозных карьеров и свалок больше не будет. И сколько же Боровлянок, разбросанных по стране, благодаря этому постановлению избавится от подобных «родимых пятен»! 

Постскриптум. Со дня выхода правительственного постановления, призванного заполнить пробел в природоохранном законодательстве, прошло всего три месяца, и в нашей области пока нет примера его реализации. В документе нет указания, кто должен подвигать исполнительный орган власти к соответствующим действиям в случае игнорирования постановления. Но вполне очевидно, что данная функция ложится на Россельхознадзор, у которого теперь появилось для этого чёткое правовое основание. И пусть голышмановский гордиев узел, который наше региональное Управление Россельхознадзора не смогло разрубить в прошлом году, станет первым прецедентом реализации весьма актуального природоохранного документа. 

Мы ещё вернёмся к этой теме. 

НА СНИМКАХ: так выглядят «родимые пятна» Боровлянки в настоящее время. 

Юрий БУБНОВ /фото автора/


38432