«БЕСПАЛОВСКИЙ ЛЕС»

НАШИ ЗЕМЛЯКИ 

Утро попрощалось с наступившим днём. Солнце поднималось, ласково касаясь лучами свежеокрашенной крыши дома. «К вечеру высохнет», – удовлетворённо подумал Георгий Дмитриевич. А повод для радости был: сам покрасил крышу своего дома, что стоит на улице Гайдара на Большом Городище в Тюмени. Это на восемьдесят-то шестом году жизни!

Вспомнив, как осторожно он поднимался, а затем спускался по маленькой лесенке, положенной по скату железной крыши, дед ещё раз довольно хмыкнул: 

– Есть ещё порох в пороховницах, хотя и немного его осталось. 

Вот и спина опять заныла, ночь будет бессонная. Маруся, конечно, намажет больное место мазью, но толку от этого немного. 

Жена – Мария Петровна – с утра пораньше ушла к дочери Ларисе присматривать за правнуком Мишуткой. Он такой забавный и такой проказник! В доме одиноко и пусто. Взял с полки толстую тетрадь и, подумав, добавил к ней ещё несколько таких же, вышел в сад. В тени посаженных им когда- то деревьев он положил тетради на стол и поздоровался со своими любимцами. Среди них были дубки, яблони, липа, сирень, вишни. За воротами дома шелестели кронами граб, ясень, клён, лещина. Сад стал густым, тенистым и плодоносным, а какими маленькими были саженцы много лет назад, после постройки дома! Грамотно и с любовью ухаживал, а в ответ они благодарили за старания тенью, плодами, шумом листвы. Георгий Дмитриевич знал, что в Тюменском лесхозе за ним закрепилась слава одного из лучших специалистов по лесному хозяйству не только в Тюменской области, но и за её пределами. Трудно посчитать, сколько гектаров лесных массивов посажено им или под его руководством и сколько спасено от пожаров. 

Солнце было уже в зените, становилось жарко, но кружевная тень создавала покой и умиротворение от сознания не зря прожитых лет и ежедневного общения с любимым делом. Георгий раскрыл одну из тетрадей, это были дневники его жизненных наблюдений: записи о погоде за каждый день, о природных явлениях и свершившихся фактах. Память услужливо пошла за строками. 

Родился Гося (так называли его в детстве), третий сын из семи детей, в железнодорожной будке-домике, где проживала семья линейного сторожа, в 1896 г. Окончил Тугулымское двухклассное училище, затем четырёхклассное в Нижнеудинске (ныне в Красноярском крае) в пяти верстах от станции Иланская Сибирской железной дороги. Профессию по лесному хозяйству получил в 1912-1914 гг. в Пойменской специальной школе, недалеко от Нижнеудинска, которую окончил с отличием. 

Любовь к лесу проявилась у него уже в юношеские годы: воспитанник Пойменской школы часто ходил на охоту, гулял по лесным просекам, вместе с другими учащимися сажал лес и культурные виды деревьев, собирал коллекции бабочек. Много читал, изучал немецкий и французский языки; посещал иллюзион и кинематограф. После школы получил направление в Красноярское лесничество, затем техник-лесовод Беспалов работал в Енисейской губернии. 

В 1915 г. мобилизация на военную службу на несколько лет оторвала его от работы в лесу. Служил на Дальнем Востоке, окончил Иркутскую школу прапорщиков. В 1918 г. офицера царской армии Беспалова мобилизовали в армию А.В. Колчака. Командовал ротой. Однако, наблюдая жесточайшее обращение с крестьянами в омской, тюменской, ишимской местностях, вскоре под Красноуфимском перешёл вместе с ротой на сторону красных. Летом 1918-го Тюмень заняли белые на целый год, перед отступлением забирали с собой всё, что могли. В городе остановилась 51-я стрелковая дивизия под командованием В.К. Блюхера, который стал и начальником Тюменского гарнизона. В ведомстве 23-летнего старшего адъютанта штаба комендантского управления гарнизона Г.Д. Беспалова находилось всё штабное делопроизводство. (Копии некоторых приказов В.К. Блюхера, подписанные им, хранятся в городском архиве). 

После освобождения Тобольска в 1919 г. белые отошли по Иртышу на север. Для полной их ликвидации был создан особый северный экспедиционный отряд, куда входил и адъютант начальника штаба Беспалов. Двигались на лошадях из Тюмени через Тобольск, Самарово (ныне Ханты-Мансийск). С боями отряд занял Берёзово. Белые засели в Саранпауле, и, чтобы избежать излишнего кровопролития, туда пошли парламентёры, которые разъяснили офицеру Туркову бесполезность сопротивления и предложили сдаться. 

Внешне очень привлекательный, Георгий всегда вызывал интерес у женского сословия, но чтобы жениться на бойкой машинистке штаба Марусеньке Герасимовой, ему пришлось победить конкурента. 

В январе 1921 г. Беспалов демобилизовался и всецело отдался работе: в Тюменском губземотделе, в с. Слобода Туринская, в Юшалинском лесничестве. В 1928 г., окончив годичные курсы повышения квалификации в Архангельске, заведовал Ирюмским учлесхозом, затем руководил Ирюмским учлестрансхозом. Везде, где доводилось работать Беспалову, своевременно отводились участки для лесозаготовок и проводилась профилактика пожаров, а если последние возникали, то проходила быстрая мобилизация населения для помощи в тушении. По его чертежам построили вышку в Юшале, которая стала основой и для других. 

Беда пришла в 1931 г. По доносу лесничий был репрессирован и отправлен в колонию под Свердловском. Освободился досрочно через два с половиной года, но судимость, как пожизненное клеймо, стала препятствием в дальнейшей карьере. 

В 1933-1934 гг. Г.Д. Беспалов трудился специалистом лесного хозяйства на озере Кучак, что в 50 км от Тюмени по Велижанскому тракту. Вместе с ним – жена и четверо детей, которых восхищали живописная природа и богатая фауна. 

В последующие годы работа в Артамоновском ЛПХ Ярковского района, в Тюменском ЛПХ, а с 1948 г. он – старший лесничий ста восьмидесяти тысяч гектаров леса. Учёт лесного фонда, отвод лесосеки или участков под строительство… Много обязанностей у лесовода. Однако в его работе всегда была главная задача – это охрана леса и его воспроизводство. В 1957 г. стал пенсионером, но продолжал трудиться и лишь в 1973 г. оставил производственную деятельность. Хотя позже, когда требовалось, приходил на помощь как консультант. 

Георгий Дмитриевич намеренно не затронул воспоминаний о главном деле своей жизни – под названием «Беспаловский лес». Да, главное детище старого лесовода радовало его и в преклонном возрасте. Это дубовая роща по пути в аэропорт, которая разделена автомобильной дорогой на две части, и тюменский лесопитомник около дома отдыха. Он посадил эти два массива, важных для города, несколько десятков лет назад. В лесопитомнике проводил свои научные эксперименты: чередовал естественные и искусственные лесные посадки, высаживал редкие для районов Западной Сибири породы. 

…Неожиданно заскрипевшая калитка вернула в реальность. Это пришла Маруся, а с ней и Мишутка. Вокруг стола всё завертелось. Правнук мгновенно завладел вниманием супругов. Мария Петровна испекла пироги с рыбой и картошкой. Ужин получился по-семейному тёплым и весёлым, ибо неугомонный правнук тормошил деда и бабушку своими просьбами спеть песню или рассказать сказку «про лес». 

Г.Д. Беспалова не стало 13 декабря 1984 г. в возрасте 88-ми лет. Причина, побудившая меня рассказать о нём, проста: мы обязаны знать и помнить людей и их бескорыстные дела на благо потомков. Неутомимый труженик, патриот Тюменского края, защитник природы дал своим четырём детям высшее образование. Двое сыновей, Борис и Евгений, воевали. Одна из дочерей, Елена (в замужестве Петрова), известная тюменская лыжница, затем тренер, воспитала несколько выдающихся спортсменов. Ещё одна дочь – Лариса – доцент Тюменского государственного университета, писатель, учёный-исследователь. 

Дубовая роща (к сожалению, сейчас от неё мало что осталось) и лесопарк по-прежнему любимое место отдыха горожан. Шумом величественных крон деревья словно рассказывают потомкам о человеке, подарившем им жизнь. Очень жаль, что нет никаких опознавательных знаков (хотя бы таблички) в память о достойном гражданине. А ведь без прошлого нет будущего… 

Светлана ЕРОФЕЕВА 

 


38415