ЛЯЖЕТ ЛИ КАРТА НА 13-Й НАЦПРОЕКТ?

АПК

На днях в Правительстве РФ обсуждали разработку 12 национальных проектов, которые позиционируются как план экономического и социального прорыва в нашей стране. Планируется, что программы будут запущены в таких сферах, как демография, экология, жилье и т.п. И ни слова о сельском хозяйстве.

Советник Президента РФ Андрей Белоусов и заместитель председателя правительства Алексей Гордеев, спохватившись, подали инициативу создания еще одного нацпроекта, который, по их разумению, должен быть направлен на развитие сельских территорий. Поскольку щекотливая для власти ситуация с тринадцатым нацпроектом еще подвешена в воздухе, пришлось поискать информацию в неофициальных источниках.

…Есть у нас уникальная личность, заступник села, которого готовы слушать крупные госчиновники. Это фермер Василий Мельниченко из села Галкинское Свердловской области. Уже много лет он является одним из лидеров общественного движения «Федеральный сельсовет», пытающегося повлиять на аграрную политику государства. Эксперты этого движения перманентно предлагают генеральные планы развития страны. На их последнюю стратегию под названием «Социально-экономическое развитие: пятилетка укоренения народа на земле» обратил внимание заместитель председателя правительства. Алексей Гордеев, ознакомившись со стратегией, сказал: «Если сейчас не примем такой национальный проект, то тогда должны четко объяснить: а для кого мы готовим эти территории?!».

По словам Василия Александровича, после доклада президенту о новой инициативе Владимир Владимирович поручил Белоусову и Гордееву поработать над подготовкой документов по принятию 13-го национального проекта. Рассмотреть его предполагается в декабре этого года.

Если бы к выполнению этой стратегии приступили четыре года назад, то мы бы находились, считает фермер из Свердловской области, в ином экономическом положении. И уже решили бы те задачи, которые были поставлены в 12 национальных проектах: ликвидировать бедность (хотя бы наполовину), стать 5-й экономикой мира и т.д. С принятием 13-го нацпроекта упущенное можно наверстать.

Стратегией «Федерального сельсовета» предусматривается строительство 15 тысяч заводов. Нужно будет поставить на сельские территории и в малые города не только заводские комплекты оборудования и станки, но и 140-160 тысяч современных тракторов, комбайнов и автомобилей. Промышленности страны для выполнения этой задачи придется работать в три смены. При этом рост национальной экономики достигнет 13 процентов в год. Из жизни России напрочь исчезнет безработица. Возникнет необходимость в массовом переобучении людей, способных производить качественную продукцию.

Что-то подобное мы уже слышали, когда принимали первые четыре нацпроекта, на которые за три года были потрачено несколько сотен миллиардов рублей.

– Когда объявили о начале реализации национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Доступное жилье», – говорит Мельниченко, – мы, сельхозпроизводители, во время оваций руки поотбивали. Что было плохо? Средства раздробили: немножко сюда, чуток туда, а кто поближе к власти – тому побольше… Где-то открывали больницу, но закрывали ферму. Или наоборот. Комплексного подхода и согласованности в действиях не было. Деньги для реализации проектов поступали в разные министерства. При этом вороватые чиновники запускали руки в нацпроектовские бюджеты. Все помнят, например, как в 2013 году была инициирована судебная процедура в отношении главы Минсельхоза Елены Скрынник, в связи с чем были арестованы ее активы.

При реализации первых нацпроектов Мельниченко не раз обращался с предложениями и замечаниями к президенту Дмитрию Медведеву. После принятия «Доктрины продовольственной безопасности РФ» их обмен мнениями засняли телевизионщики.

– Дмитрий Анатольевич, – начал фермер, – мы наконец-то получили внятный документ о необходимости произвести как можно больше качественных продуктов питания. На этом пути возникают серьезные угрозы. Одна из них – массовое банкротство сельхозпредприятий и фермеров. Территории в тысячи квадратных километров буквально разоряются – арбитражные управляющие вывозят имущество, скот вырезается. Увеличивается криминальная нагрузка, включая невнятный налоговый пресс и частые проверки. Почему мы по примеру Китая не можем освободить сельхозпроизводителей от всех видов налогов. Когда наберет силу местное самоуправление, бездеятельность которого порождает экономический и социальный негатив на сельских территориях и в малых городах?

Нельзя отрицать, что с тех пор агропромышленный комплекс и власть на сельских территориях окрепли. Однако не настолько, чтобы выполнить недавнее поручение президента – увеличить экспорт сельхозпродукции почти в 2,5 раза, т.е. до 45 млрд долларов к 2024 году. Кто это будет выполнять, когда идет «опустынивание» сельских территорий? Потенциально аграрный сектор страны способен экспортировать продовольствие в заявленных количествах. Но для этого потребуется укрепить как сельские территории и малые города, чтобы туда вернулись люди, так и помочь самим закредитованным сельхозпроизводителям, заложившим банкам всю материально-техническую базу и имущество.

Что не так делается в отечественном сельском хозяйстве? Что можно исправить?

– Триста лет тому назад, – отвечает на вопросы фермер, – основную ценность представляли люди, живая сила. Поэтому возникло крепостное право на человека. Сейчас, к сожалению, человек не имеет ценности. В конституции кое-что из его прав записано, но в действительности до людей нет дела никому – от Владивостока до Калининграда. Сегодня владельцы монополий наживаются на энергоресурсах и финансах, к которым нет доступа, в том числе и сельхозпроизводителям... Следует отменить крепостное право на финансы и энергоресурсы, чтобы стать конкурентоспособными и выполнить поручение президента по экспорту сельхозпродукции. Отмените акцизы на дизельное топливо для сельского хозяйства. Не по силам крестьянам платить по 8 тысяч рублей за тонну солярки. Это же относится и к другим поставщикам энергоресурсов. Создайте единственный банк развития территорий. Такие финансовые институты имеются во всех развитых странах. И тогда у нас появится доступный кредит для сельских территорий с процентной ставкой в 1-2%. Уйдут в прошлое всякого рода субсидии и дотации, а вместе с ними – гигантский документооборот. Сотни тысяч людей заняты бесполезным бумаготворчеством вместо прямых обязанностей. Сегодня денежные средства расходуются не по прямым целям и задачам, а по субъективным решениям – кто ближе к кормушке, тот и получил. Пока мы не влияем ни на цены на энергоносители, ни на получение кредитов. Это категорически неверно.

В марте этого года на съезде «Федерального сельсовета» присутствовал глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Он положительно оценил стратегию общественного движения и предложил передать проект правительству. Заместитель председателя правительства уже согласовал с «Федеральным сельсоветом» ряд действий.

– Если за это дело берется Алексей Васильевич, – заявил Мельниченко, – то пусть он и руководит подготовкой нацпроекта по развитию сельских территорий и малых городов. Мы же готовы помочь в разработках и выполнить поставленные президентом задачи.

В истории с 13-м национальным проектом мало кто питает иллюзии на его реализацию. Почти по-сказочному выглядит ситуация, когда уральский фермер помогает госчиновникам определиться в приоритетах. С другой стороны, ничего удивительного в этом нет. В прошлом году все федеральные СМИ дружно сообщили, что министерства экономического развития, финансов и другие заказывали формирование перспективных планов, программ и проектов развития отечественной экономики иностранным компаниям. Министерские чиновники в новой истории страны никогда не проводили такую работу. В этой связи возникают сомнения в успешном формировании и реализации уже заявленных 12 нацпроектов. А тринадцатый? Возможно, будет. Как карта ляжет!

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


38352