ЮБИЛЕЙ
Наверное, нет в нашей стране человека, кто бы хоть раз в жизни не слышал эти культовые строки. Так же, как и «Романс морских офицеров», те самые слова: «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду», от которых мурашки бегут по коже. А ведь могли это гениальное произведение и не увидеть, если бы не талант и умение обходить препоны мастера – режиссера Марка Захарова.
Недавно мэтр отметил свой юбилей. Ему уже 85, но он по-прежнему готов заставлять зрителей думать, хотя с каждым годом это делать все сложнее. Новый век диктует новые правила, но в возглавляемом им «Ленкоме» всегда аншлаг. Пусть и нет уже того звездного состава – Александр Абдулов, Олег Янковский, Леонид Броневой, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов. На смену им приходят новые таланты. На юбилейном вечере Марка Анатольевича, который вели его дочь Александра Захарова и Дмитрий Певцов, один из старейших актеров театра, прослуживший в нем 56 лет, Александр Збруев в своей манере дворового пацана вспомнил обо всех ушедших друзьях и коллегах.
Когда в аварию попал Николай Караченцов, бессменный исполнитель графа Резанова в постановке «Юнона и Авось», встал вопрос – закрывать спектакль или нет. Общим решением постановили – оставить, поскольку он и спустя десятилетия востребован зрителями. Роль отдали Дмитрию Певцову. Он с ней справился прекрасно, но все равно лучше Караченцова никто не сможет сыграть Резанова. Я видела спектакль «Ленкома» только в записи, вживую смотрела в постановке театра Алексея Рыбникова. Но на творческом вечере Николая Петровича в Тюмени слышала те самые легендарные песни. Потом «Романс морских офицеров» звучал в Тюменской филармонии в исполнении Дмитрия Певцова. Так что могу почувствовать разницу.
И все же с творчеством «Ленкома», к счастью, знакома не только по записям. Была на разных постановках, которые, пусть и не так часто, как хотелось, все же привозили в Тюмень. Одна из них – «Пролетая над гнездом кукушки» по роману Кизи. Изначально спектакль делали под Александра Абдулова, затем эту роль передали Александру Лазареву. В Тюмени же ее играл Андрей Соколов. После знаменитого фильма с Джеком Николсоном, казалось нереальным добавить что-то новое. К тому же у многих кандидатура Соколова вызывала вопросы. Но после спектакля все вышли не то чтобы восторженными, а погруженными в собственные мысли. Одна моя коллега сказала: «И как после этого ходить на другие».
Марк Анатольевич никогда не боялся рисковать. В советское время сделал хитом «Юнону и Авось», где со сцены звучали православные молитвы и даже появлялась Богородица. В наши дни интерпретировал «Записки опричника» по скандальному произведению Владимира Сорокина, где эпоха Ивана Грозного стала чуть ли не зеркальным отражением нашей. Он давно не снимает фильмы, но те, что сделал, стали шедеврами на века. Лично я считаю его «Обыкновенное чудо» по пьесе Шварца (кто не знает, была и другая экранизация) лучшей лентой о любви. По крайней мере, отечественного производства. На днях к многочисленным наградам Марка Анатольевича добавилась хрустальная Турандот. Но главное, мы все можем напеть и «Романс морских офицеров», и «Белый шиповник», и «Аллилуйя любви».
Юлия КОНКИНА