ПОЧЕМУ ДЕТИ ИГРАЮТ ВО ВЗРОСЛЫХ?

«НОЛЬ ПЛЮС» 

ТЮМЕНЦЫ ПООБЩАЛИСЬ С ИЗВЕСТНЫМ КИНОВЕДОМ КИРИЛЛОМ РАЗЛОГОВЫМ 

Тюменский «Медиаполис» существует не более двух лет. Участники этой творческой площадки стараются развивать кино и медиаиндустрию. На минувшей неделе в рамках Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль плюс» в «Медиаполисе» состоялась встреча с известным российским киноведом и культурологом Кирилллом Разлоговым.

Кирилл Эмильевич – доктор искусствоведения, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, директор Российского института культурологии, автор и ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура». На Пятом Международном кинофестивале «Ноль плюс» в Тюмени он был председателем международного жюри конкурса полнометражного игрового кино. 

На творческой встрече в «Медиаполисе» московский гость рассказал о кино как инструменте формирования мышления человека и культуры общества. Главной темой выступления стало детское и семейное кино. С собой киновед привез маленькую телевизионную программу, посвященную как раз этой теме. Причем она так и не вышла в теле- эфир канала «Культура» по цензурным соображениям. А в ней известный кинокритик рассуждал о том, что такое детство, как снимают кино для детей, насколько художественно или реалистично оно отражает мир детства. 

– Вы все недавно были детьми и, конечно же, помните, что детство – это вовсе не период умиления и взаимного восторга детей и родителей. А период учения и мучения, когда ребенок старается преодолеть препятствия, о которых еще ничего не знает, часто оказывается в ситуации, когда ему ничего нельзя делать, где ему все запрещается, и все эти мучения разделяют родители ребенка, если они его любят, – такую характеристику детству дал известный киновед. 

Ряд кинокартин, и Кирилл Разлогов привел соответствующие примеры, как раз изображают детство как весьма проблемный период жизни человека, который наполнен переживаниями, стрессами, ощущением враждебности окружающего мира. Кстати, первым в СССР, кто об этом заговорил, был Ролан Быков с его фильмом «Чучело». 

Начинающие кинодеятели Тюмени увидели, что детство – это действительно не сахар. Это ссадины и травмы. Это поиск своего места среди сверстников и детей постарше. Это запреты и наказания. Это непредсказуемость, бесправность и беззащитность. Именно по этим причинам большинство детей так старается подражать в своих играх взрослым, стремиться стать поскорее взрослыми дядями и тётями, чтобы избавиться, наконец, от детских страхов и волнений, выйти из зоны выживания и приобрести иммунитет к ужасам окружающего мира. 

Какое же кино необходимо и важно снимать для детей, если смотреть на детство под таким углом зрения? Что сейчас происходит с детской аудиторией? Как подрастающее поколение реагирует на современное кино для детей? Как сентиментальные кинопредставления о детстве увязаны с реальностью? 

Участники встречи постарались сообща поискать ответы на эти вопросы. 

Кирилл Разлогов поделился также следующим наблюдением. Дети и подростки не стали читать меньше, как полагают многие. Внутренняя потребность коммуницировать и познавать окружающий мир никуда не делась. Просто у детей сместился угол зрения, они по-прежнему читают, но уже другие тексты – из планшетов или с мониторов компьютеров. И по-прежнему активно общаются друг с другом, но уже в соцсетях и медиапространстве, зачастую создавая культурные сообщества, не разделенные ни возрастом, ни государственными границами. 

По мнению Кирилла Разлогова, самой актуальной сферой кинопедагогики ныне становится взаимодействие внуков с дедушками и бабушками. Будет здорово, если юные создания научат стариков ориентироваться в мире гаджетов, жить в современной электронной культуре, с Интернетом и соцсетями. 

Разлогов ответил на вопрос корреспондента «ТП» о феномене индийского кино, в котором, как и в голливудском, очень мало по- настоящему живых характеров, реальных проблем индийского общества, новых сюжетов. Из ответа киноведа стало ясно, что индийское кино постепенно меняется. Наряду с болливудскими сюжетами режиссеры все чаще обращаются к социальной тематике, снимают высокохудожественные и разноплановые кинокартины. 

Можем ли мы вписаться в мировой кинопроцесс, чтобы начать конкурировать с Голливудом? Ответ кинокритика был таков: вряд ли. Потому что бюджет одной голливудской кинокартины сравним с бюджетом всего российского кинопроцесса. 

Но не стоит комплексовать по этому поводу. В России есть режиссеры и актеры, которые могут работать в Голливуде. Да и сам центр американской киноиндустрии, если обратиться к истории, был основан двумя выходцами из Рыбинска. Важно понимать, что одни режиссеры работают в межнациональном пространстве, и это почти все фильмы Голливуда, в которых очень мало самой Америки, а другие – в местном пространстве, региональном. 

– То есть голливудское кино – это не американское кино, а транснациональное, всепланетарное, которое существует благодаря тому, что ориентируется на всю планету и не привязано к каким-то национальным особенностям, – пояснил киновед. 

По его словам, в настоящее время региональный кинематограф интенсивно развивается. И не только в Индии. На премию Азиатско-Тихоокеанский «Оскар» только что выдвинут фильм из Якутии «Царь-птица». Недавно он стал призером Московского кинофестиваля. Кирилл Разлогов уговаривал членов жюри фестиваля выдвинуть фильм на американского «Оскара». 

– Но я понимал, что это безнадежное дело: они никогда этого не сделают, – отметил гость. 

В итоге на «Оскара» был выдвинут фильм Константина Хабенского «Собибор». Достойный фильм, по словам киноведа, но вряд ли он сможет победить в какой-либо номинации. Впрочем, время покажет. 

Что касается фильма «Царь- птица», то у него шансы войти в шорт-лист на американского «Оскара» были бы выше. Потому что экзотика. Потому что о местах, о которых мало кто в мире слышал. И потому что это кинематография, работающая по своим алгоритмам. И пусть это недорогое кино, сделанное на якутском языке и для якутской аудитории. Главное – это неиндустриальное кино, которое пропитано эстетикой и мышлением, не испорченными коммерцией. 

Впрочем, коммерческое кино тоже необходимо. Суммы, которые такие кинокартины порою приносят, заслуживают большого уважения. Например, российская кинокартина «Движение вверх» собрала в прокате 3 млрд рублей. 

– Поэтому, если вы хотите делать свое тюменское кино, подумайте, чем оно может увлечь оте- чественную и зарубежную аудиторию, – посоветовал Кирилл Разлогов. 

НА СНИМКЕ: киновед Кирилл Разлогов на встрече с тюменской молодежью. 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/ 

 


38178