СМЕРТЕЛЬНЫЕ КАЧЕЛИ

СУБЪЕКТИВНО 

СКОЛЬКО НАС ОСТАНЕТСЯ В РОССИИ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК ЛЕТ? 

В последней декаде сентября СМИ запестрели паническими заголовками вроде этого: Россия вымирает с катастрофической за 10 лет скоростью – 700 человек каждый день. Увы, это не гонка за сенсацией, а данные прирученного в последнее время и обычно оптимистичного Росстата.

Цифры и впрямь настораживают. За январь-июль родились 928,9 тыс. человек – на 40 тыс. меньше годом ранее. Умерших больше на 15 тыс. – 1,099 млн. Смертность превысила рождаемость в 1,2 раза, но отдельные регионы близки к демографической катастрофе. В каждом третьем умерших в 1,5-2 раза больше, нежели родившихся. 

Яков Миркин из ИМЭМО РАН отметил, что за пределами больших городов Россия буквально превращается в безлюдную пустыню. С момента развала СССР население Мурманской области сократилось на 34%, Сахалина – на 31%, Архангельской области – на 26%. На 25% снизилась численность населения в Амурской, Кировской, Ивановской, Тверской и Костромской областях. Владимирская, Рязанская и Орловская области потеряли по 15% населения. 

Напомню, необходимость пенсионной реформы правительство объясняет ростом продолжительности жизни, дисбалансом между работающими и пенсионерами. Отмечается, что при расчетах продолжительности жизни учитываются безвременно погибшие и дожившие до глубоких седин. А в среднем, на бумаге, все «живут» достаточно долго. Однако не очень понятно, как продолжительность жизни может увеличиваться, если такими темпами растёт смертность. 

Если миграция будет и дальше сокращаться, как сегодня, а естественная убыль расти, то население страны действительно начнёт уменьшаться уже в текущем году, согласен с выводами экспертов директор института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. «Миграционный прирост – главный демографический ресурс, за счет которого может расти или хотя бы сохраняться неизменным население России», – говорит ведущий демограф страны. 

Согласно базовому варианту прогноза Росстата, население России может убывать уже с 2020 года, поскольку за 2018 год ожидается прирост на 116 тыс. человек, но за 2019 год – только на 21,7 тыс. Вообще, Росстат на ближайшие 18 лет подготовил сразу три прогноза. Пессимистичный предусматривает убыль населения до 136 млн с нынешних 146 млн. Однако здесь начинается путаница. По данным ООН, россиян меньше почти на 3 млн, и откуда взялась разница – неясно. А к 2036 г. население может сократиться еще на 10 млн. 

Оптимистичный прогноз Росстата говорит о росте населения до 157 млн. Конечно, за ним стоит нацпроект по демографии. В конце июля на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам премьер Медведев перечислил основные меры. «Прежде всего необходима забота о здоровье людей старшего поколения… Для этого должны быть увеличены масштабы диспансеризации, диспансерного наблюдения. В каждом регионе необходимо создать гериатрические центры и, конечно, сделать систему социального обслуживания и ухода за людьми старшего возраста современной и удобной», – сказал Медведев. По его словам, предстоит добиться, чтобы спортом систематически занимались более половины граждан. Продолжать поддержку семей с детьми. «Речь идет и об адресных выплатах, и о материнском капитале, о льготной 6-процентной ипотеке, расширении возможности экстракорпорального оплодотворения», – перечислил премьер. По его словам, демографический нацпроект стоит более 3,5 трлн руб. Правда, ранее вице- премьер Татьяна Голикова называла 3,8 трлн руб. Думаю, цифры еще не раз изменят. 

Однако эксперты усмотрели в программе правительства дыры. Например, в 26 регионах за последние два года появились перинатальные клиники, но, по непонятным причинам, в 9-ти этих же регионов в диапазоне 14-37% выросла смертность младенцев до года. Или вот специалисты РАНХиГС заявили о возможном сокращении общей численности населения России уже по итогам 2018 года. На падение рождаемости наложилось сокращение трудовых мигрантов, а их приток, как говорилось, частично компенсировал малочисленность новорожденных. 

Другое сомнительное место нацпроекта – завышенные надежды на выплаты за вторых детей. Возможно, более детальная статистика обнаружит мизерное влияние на рождаемость именно выплат: до сих пор такие исследования имели ограниченную достоверность. Эти сомнения подогревают данные Роспотребнадзора. Согласно им, сегодня потенциально здоровых детей только 12%; примерно 250 тыс. находятся на длительном и тяжелом лечении в больницах и на дому; свыше 650 тыс. – дети-инвалиды, из которых большинство имеют ментальные нарушения. Еще больше детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Сюда добавьте почти 500 детей, которые погибли этим летом. Как рассказала уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова, дети тонут, гибнут и получают травмы на детских площадках, в ДТП, а особую опасность представляют недостроенные здания. И сравните: в оздоровительных лагерях погибло лишь 5 детей, но, как правило, это были случаи, связанные с врожденными заболеваниями или иными медицинскими показаниями. Однако более масштабно организованный отдых детей упирается, главным образом, в деньги, а их у регионов шаром покати. 

Нейтральный вариант Росстат обещает стране 145 млн человек. Естественная убыль населения в следующие почти двадцать лет продолжится, но не столь катастрофично, колеблясь в диапазоне примерно от 200 тыс. до 420 тыс. человек в год. Мигрантов прибавится, они сгладят все колебания и обеспечат небольшой (около 39 тыс. человек в год) прирост населения. 

Однако надежда на мигрантов, приток которых рухнул в 1,5 раза, призрачна. Похоже, Россия в глазах жителей СНГ теряет популярность, а уж про дальнее зарубежье и говорить нечего. А кроме того, по словам президента Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, изрядную долю хаоса вносит «огромное количество нормативных актов, противоречащих друг другу, и отсутствие единой правоприменительной практики». На бизнес, который без мигрантов уже не может обходиться, намерены возложить ответственность за поведение иностранных сотрудников, вплоть до привлечения предпринимателей к ответственности «без разбирательств и доказывания их вины». Это, скорее всего, приведет к злоупотреблениям и усилит давление на бизнес. Власти никак не могут разобраться с регистрацией мигрантов: по месту жительства или работы? И подобных накладок пруд пруди. 

Стало быть, на средний, а тем более – оптимистичный, варианты надежд мало. Директор аналитического департамента «Локо- Инвест» Кирилл Тремасов заявил, что удручающий рост смертности, которого у нас давно не было, объясняется именно экономикой и качеством медицинских услуг. 

Да, социально-экономические причины влияют на демографию, но кроме них есть причины весомее. В 1991 году Россия пережила «русский крест»: впервые в истории смертность превысила рождаемость. Число рождений и смертей уравнялось только к 2012 году. Но в 2017 году «русский крест» опять проявился: 200 тысяч недосчитавшихся детей должны были родиться у женщин, которые не появились на свет в 1991 году. 

По мнению Виктора Радзинского, членкора РАН, вице- президента Российского общества акушеров-гинекологов и президента Междисциплинарной ассоциации специалистов репродуктивной медицины, причины устойчивости «русского креста» гораздо глубже и не имеют однозначного толкования. Ученый рассказал журналу «Огонек», что вдруг, неожиданно и для врачей, и для демографов, рождаемость упала в мире повсеместно. Прогнозировалось, что в 2015 году нас будет 9,3 млрд, а оказалось – 7,5 млрд. Младенцев недосчитались даже там, где не ждали: в Африке, в Юго-Восточной Азии, на Карибах. А Штаты, Канада, вся Европа, включая Россию, уже десятилетия находятся в депопуляции. 

Это что-то стихийное, говорит Радзинский. Например, за последние годы количество выявленных неразвивающихся беременностей выросло с 20 до 46%. В 2006 году на конгрессе в Куала-Лумпуре явление признали мировой эпидемией, и с тех пор ничего не изменилось. Проблема не зависит ни от экологии, ни от состояния здоровья женщин, их социального статуса и даже возраста. Мы пока не понимаем причину. Абортов и пользователей контрацепции больше не стало, количество бесплодных пар если и увеличилось, то незначительно, а рождаемость упала заметно. Материнский капитал обеспечивает небольшое повышение рождаемости в городах дотационных, где нет работы. Значит, у популяции есть другие методы регулирования рождаемости. 

У каждой женщины, рассказывает Радзинский, ограниченный запас фолликулов. Наши бабушки выходили замуж в 16 лет, девять месяцев носили ребенка и полтора года кормили его только грудью. Все это время их яичники отдыхали, и зачатие не происходило. Потом беременели снова. В России 130–140 лет назад каждая женщина имела в среднем 7 детей. И грудное вскармливание занимало в ее жизни 14 лет. Сейчас женщины рожают в лучшем случае двоих, и то после 30 лет. То есть, утверждает Радзинский, рожать семерых детей – это генетическая программа! 

О том, что биологическая функция женского организма – рождение себе подобных, не спорит никто. Грудное вскармливание дает потрясающие результаты не только для профилактики инфекционных заболеваний и, как говорят американцы, для более высокого IQ у ребенка. Лактация – естественный способ контрацепции. Чтобы женщины не рожали каждый год, грудное вскармливание – самый натуральный метод. Сегодня им мало кто пользуется. В итоге у современной женщины за жизнь проходит 400 менструаций. Но природой это не предусмотрено, эволюция не может действовать так быстро. В итоге зачастую организм истощается, и женщины страдают анемией. 

Сегодня средний возраст впервые рожающей женщины – 28 лет. Никогда такого не было! Пока она выучится, пока обеспечит себе достойную материальную базу – от этого тоже никуда не денешься. А начало половой жизни и в Европе, и у нас происходит в среднем в 16 лет. Девушки рано начинают половую жизнь, потом беременеют и делают аборты. 

Я уж не говорю, продолжает ученый, сколько у современной женщины может быть половых партнеров при сексуальной раскрепощенности и сколько инфекций, передаваемых половым путем. А кроме того, выпускники школ имеют в среднем около двух хронических заболеваний: анемия, пиелонефрит, гипертоническая болезнь и другие. Заболеваемость детей и подростков – достаточно большая проблема для всего мира. И к ней прибавляются гинекологические болезни. Поэтому рожающий контингент к 28 годам не тот, который был в 18 и 20 лет, заключает Радзинский. 

Но власть по инерции продолжает думать, что демографию в первую очередь поддержат посулы вроде гарантированного места в детсаду или материнского капитала. Подобные меры необходимы, но человечество сталкивается с сюрпризами, разгадать которые науке всё что-нибудь, да мешает. 

Игорь ОГНЕВ


38044