НОСТАЛЬГИЧЕСКАЯ НОТА БОРИСА ПАРОМОВА

ТВОРЧЕСТВО 

Великая сила искусства, будто машина времени, возвращает нас в милые сердцу патриархальные улочки первого русского города в Сибири – в Тюмень уходящую. Таким магическим воздействием на зрителя обладают произведения художника Бориса Паромова, ибо в его картинах запечатлена извечная мечта человека о тихой, спокойной, ясной, разумной жизни. Тема эта и грустная, и благодатная одновременно. Она даёт вдохновение живописцу, пронзает ностальгией по ушедшему, трогая наши сердца, вновь и вновь пробуждая в нас чувства любви к своему краю и малой родине.

Работы мастера – это размышления о жизни, о непростых временах всевозможных реформ в России, о перипетиях собственной судьбы. Отсюда и насыщенность тематики его произведений, богатейший образный строй. Это и христианство (картины «Воскресший Христос», «Жертва», «Крестный путь»), и язычество (сюжеты «На битву», «Ярило», «Сон России»), и военная тема (полотно «Алексей! Военная кинохроника», где изображено подлинное событие – мать в кинохронике увидела своего погибшего на войне сына), и исторические композиции («Ермак», «Голоса предков», «Осень 1914-го»), и, наконец, тема детства («Первый спутник», «Валенки: черные, белые, серые»). По большому счёту, это ностальгические мотивы по уходящей или уже ушедшей натуре. 

А Тюмень в новом тысячелетии действительно заметно меняет свой облик: утрачивается, уходит безвозвратно целый жизненный пласт, исконный, неповторимый, местный колорит. Об этом говорят искусствоведы, почитатели таланта художника и он сам. Борис Иванович признаётся: тогда, в 1961-м, когда он с родителями переехал из родного Ханты-Мансийска в Тюмень, здесь еще чувствовалась та неповторимая атмосфера старины. Было еще много крепких бревенчатых, украшенных деревянной резьбой домов, и жили в них бородатые мужики. В их хозяйстве водились ухоженные ядрёные кони, на которых они, истинные сибиряки, выезжали с гордостью и достоинством настоящих хозяев этой земли. 

И вот, несколько десятилетий спустя, уже всё по-иному – чему мы сегодня непосредственные свидетели. Старый город исчезает буквально на наших глазах, и мы уже испытываем тоску по уходящей натуре. Мастер кисти, как никто другой, чувствует этот процесс и еще четверть века назад подспудно начал все чаще посвящать свои сюжеты заповедным уголкам старой доброй Тюмени. Существует понятие «дух места», но, к сожалению, в нашем городе этот дух исчезает. Ветхие постройки сносят и возводят суперсовременные кварталы, превращая областной центр в некое подобие европейского мегаполиса. Фокус, однако, в том, что как раз в Европе очень ревностно относятся к наследию прошлых веков, тщательно оберегают свои старинные здания и архитектурные комплексы, что, кстати, не мешает им по- хозяйски грамотно строить новые дома – немного в стороне от более древних. Наш живописец на фоне стремительно меняющейся реальности и ощутил острую потребность воссоздать своеобразный портрет любимого города, почти документально зафиксировать то, что ушло безвозвратно. В цикле работ «Тюмень уходящая» запечатлена аура тех самых 60- 70-х годов прошлого века – это слово художника о времени отрочества и юности, о самом близком и дорогом, его личная ретроспекция, история его поколения. Своеобразная прогулка по прежней Тюмени переносит нас в пространство заповедных исторических мест: Городища, Затюменки, Ямской слободы, Зареки, старого центра середины прошлого века, где сплошь и рядом уютные зеленые дворы, палисадники, скамеечки у резных деревянных ворот… Встречаются и «портреты домов» именитых в прошлом людей, а также обычных горожан. В поле нашего зрения попадают и настоящие твердыни духа – величественные храмы. Среди них первая каменная постройка – Троицкий монастырь, который просматривается каждый раз в новых ракурсах со стороны Заречья, Ямской слободы, улочек Затюменки. 

О богатой и древней нашей истории рассказывают уже упомянутые полотна Паромова «Ермак», «Голоса предков», «Староверы». Первая из этих работ создана еще в 1975 году – в ней образ легендарного казачьего атамана представлен автором на фоне знамени, где подразумевается изображение Спаса Нерукотворного, но он спрятан за головой Ермака Тимофеевича – над ней нимб, символ святости. Сотоварищи и сам предводитель как единый монолит помещены в ладью под парусом, которая движется прямо на зрителя в условно- бесконечном космическом пространстве. Герои картины «Староверы», соль земли сибирской, люди цельные и крепкие духом, изображены так, словно это старинная семейная фотография, и существуют эти люди на легендарной заповедной земле, уплывающей во времени в бесконечность. И, наконец, триптих «Голоса предков». Не что иное, как зримо запечатленная генная память, архетипы сибиряков, тех, кто прорубал тайгу, «ставил грады сибирские», дома и храмы. Мощное созидательное мужское начало в левой части полотна, в правой – женщины- сибирячки, те, кто был опорой мужчине, растил и берег детей. 

…Утрачивается, уходит исконный сибирский колорит, и только художнику подвластно остановить всесокрушающее время, сохранить неповторимые черты родных мест. А это многие годы, посвящённые этюдным наброскам, это и упорный труд, выплеснувшийся в изумительных акварельных сюжетах. Город становится собеседником созерцателя живописных творений. Потому что целостность его образа не нарушается будничной суетой, присутствием людей и машин… Здесь только гармоничное согласие мотива, настроения, цвета и света. А известно, что стержень любой композиции – и большой, и малой – пространство. Оно и в далевых перспективах улиц, створы которых теперь закрыты огромными небоскребами, и в маленьких уютных, поросших травой двориках и огородах. 

У Бориса Паромова, как утверждают искусствоведы, нет умозрительных сочинений – всё связано с натурой. Нет и копирования красивых мотивчиков. Присутствие человека ощущается в каждом его творении – в незримом движении жизненных сил. Невероятно, но время с его неукротимым бегом здесь словно замирает, несмотря на то, что в работах присутствует взгляд человека XXI века. Мы должны быть рады тому, что благодаря его счастливой творческой судьбе не прервалась «времен связующая нить» и остался в памяти незабвенный характерный облик нашего города, должны ценить возможность быть свидетелями создания художником такого большого цикла великолепных произведений. Кто-то из созерцателей этих сюжетов вспомнит свои детство и юность, а кто-то из представителей нового поколения просто сделает для себя открытие прежней Тюмени и выстроит свой ассоциативный ряд, создающий в каждом конкретном случае собственный многогранный образ родного города. За что творцу отдельное спасибо. 

Справка. 

ПАРОМОВ Борис Иванович. Родился в Ханты-Мансийске. В 1961 году переехал с родителями в Тюмень. Школьником занимался в кружке рисования во Дворце пионеров, затем постигал секреты мастерства в изостудии художника Ивана Некрасова. В 1974 году работал на творческой даче «Академическая». В 1977-78 годах – вольнослушатель Института им. И.Е. Репина (Академии художеств) в Ленинграде. Член Союза художников России. Автор более шестидесяти выставок – городских, региональных, республиканских: в Тюмени, Екатеринбурге, Перми, Кургане, Сочи, Москве, С-Петербурге. Несколько раз экспонировался в Центральном выставочном зале Манежа, на молодежных выставках. Его работы находятся в Тюменском музее изобразительных искусств, Художественном музее Торонто (Канада), в частных собраниях России, Англии, Болгарии, Германии, Дании, Польши, Словакии, США. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 

 


37943