ЭКСПЕДИЦИЯ В ЗАПОВЕДНИК ВОЙНЫ

РАСТИМ ПАТРИОТОВ 

Если кому-то хочется попасть в места, где Великая Отечественная война замерла на излете, сразу после боя, то вам сюда – на острова Гогланд, Большой Тютерс, Сескар и Соммерс. Второй год подряд тюменские юнармейцы участвуют в экспедиции к так называемым внешним островам Финского залива. Сейчас это российская территория, расположенная на западе акватории Балтийского моря, в 180 км от Санкт-Петербурга.

Поездка была организована экспедиционным центром Министерства обороны РФ, Русским географическим обществом и главным штабом Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». 

Нашу область представляли воспитанники регионального центра допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост», а также муниципальных образований, где открыты юнармейские отделения. Это Ялуторовск, Ишим, Тюменский, Нижнетавдинский, Ярковский и Упоровский районы. За три смены в экспедиции, которая проходила с 30 июля по 31 августа, приняли участие 75 юношей от 16 лет и старше из Санкт-Петербурга, Пензы, Краснодара. Из них 25 – из Тюменской области. 

Программа включала в себя исследовательскую, поисковую работу, наблюдения за окружающей средой. За время экспедиции юнармейцы обнаружили и задокументировали фортификационные сооружения, изучили маяки и гражданские постройки начала прошлого века. 

– По причине удаленности территории поисковые работы на островах долгое время не велись. Первая экспедиция высадилась на Большой Тютерс в 1995 году и обнаружила, что все укрепления, в первую очередь немецкие блиндажи, наблюдательные пункты, находятся в том первозданном виде, в каком они были сразу после окончания войны, – рассказал на пресс-конференции Николай Савченко, руководитель Тюменского регионального отделения ВВПОД «Юнармия», директор центра «Аванпост». – Где еще можно увидеть немецкую зенитку «8–8» или прицеп для ее перевозки? Наши юнармейцы принимали участие в работе по изъятию объектов военно-технической истории из грунта, организовали поиск боеприпасов и других атрибутов войны. Так по крупицам восстанавливалась история. 

Основные поисковые работы велись на острове Гогланд. Его береговая линия почти вся покрыта фортификационными укреплениями. Много сил приложили когда-то и русские, и финны для обороны острова – западных ворот в Финский залив. До передачи островов в 1940 году СССР на Гогланде проживало более тысячи человек. Финны занимались охотой на нерпу, рыбной ловлей, морским извозом. Об этом свидетельствуют гранитные фундаменты домов и заброшенное финское кладбище. 

В период с 1941-го по 1942 год Гогланд не раз пытались взять штурмом части Балтийского флота и войск Ленинградского фронта. По всему острову в граните скал выдолблены траншеи, ходы сообщения, артиллерийские дворики и укрытии для боеприпасов, доты. К ним и сейчас трудно подобраться. 

Есть на острове братское захоронение гражданских лиц, погибших под немецким обстрелом печально известного «Таллинского конвоя», прорывавшегося в 1941 году из Эстонии в Ленинград. 

Юнармейцы посетили и другие памятники и географически значимые места острова: сопку Попова, на которую поднимался Петр I и откуда провел первый сеанс радиосвязи русский изобретатель, маяк Южный Гогландский, построенный в 1905 году по указу Николая II, своими глазами увидели геодезическую Дугу Струве, отнесенную Комитетом ЮНЕСКО к памятникам Всемирного наследия, исследовательское судно «Леонид Дёмин», отслужившее свой срок и севшее на мель при буксировке. Оно знаменито участием в съемках фильма «Титаник». 

Ребята находили хвостовики от мин, тубусы отстрелянных гранатометов, гильзы самых разных калибров, неразрывные снаряды. В этом арсенале есть потенциально взрывоопасные предметы. Поэтому естественен вопрос: не было ли страшно, что какой- нибудь из обнаруженных снарядов может сдетонировать? Юнармейцы Олег Русских и Илья Быков заверили, что опасности никакой. Они прошли инструктаж и знают, как обращаться с предметами, которые звенят, пищат и т. д. По словам педагога дополнительного образования РЦДППВ «Аванпост» Евгения Утюгова, все поисковые работы велись под наблюдением саперов, прикомандированных Министерством обороны. Так что у родителей не было оснований для тревоги. 

Чтобы попасть в экспедицию, потребовалось пройти жесткий конкурсный отбор. Главные условия: отменное здоровье и профессиональная подготовка. Среди юнармейцев были санинструкторы, специалисты по радиосвязи, поисковики, владеющие техникой сбора материала. А на Гогланде к тому же появилась возможность обучиться навыкам работы с подводными аппаратами. 

– Параллельно с нами работали специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества, – поделился Николай Савченко. – Они также занимались поиском объектов военной истории. Мы стали свидетелями того, как удалось обнаружить и поднять с фрегата пушку 1816 года. Находка будет передана в Военно-морской музей Санкт-Петербурга. А сколько еще тайн хранит Балтийское море! Затонувшие корабли, подводные лодки, суда, которые пока не идентифицированы. У нас есть интерес поучаствовать в этом проекте. Поэтому планируем к следующему году подготовить водолазов. 

Участники похода вели пусть не спартанский, но достаточно напряженный образ жизни: подъем, водные процедуры, построение, инструктаж, полевая работа, лекции… И никаких гаджетов! Связь с родителями – один звонок в день по спутниковому телефону. Еду готовили сами: супы, каши. Присутствовали в рационе овощи и фрукты. Питание в общем полноценное. Когда выходили в море, брали сухие пайки с так называемым беспламенным разогревателем пищи. Очень удобно пользоваться на корабле, где нельзя развести костер. 

– Экспедиционный центр Минобороны высоко оценил не только основательную экипировку и снаряжение тюменских воспитанников, но и подготовку в целом, сам настрой на участие в экспедиции. Никто не заболел, не травмировался. Все стойко перенесли морскую болезнь, трудности походной жизни, выдержали проверку на прочность, – доволен Николай Савченко. 

В восторге и ребята. 

– Мы впервые были в местах, где, казалось, совсем недавно шли настоящие бои. Изучали оборонные объекты, собирали гильзы, пули, солдатские кружки, узнали, что такое морская переброска, – поделился впечатлениями участник экспедиции Олег Русских. – Общались со сверстниками из других патриотических объединений, перенимали опыт друг у друга. Например, ребята из ялуторовского клуба «Кречет» очень легко обращались с миноискателем и научили нас. Меня, да и всех ребят, поразил рельеф острова и потрясла удивительная красота природы, не привычная глазу сибиряков: гранитные скалы, сопки, покрытые хвойными лесами, каменные реки, зеркальные озера нереальной глубины… 

Кстати, одиннадцатиклассник Олег Русских признан лучшим участником первой смены. После окончания школы он собирается поступать в ТВВИКУ. По словам юнармейца Ильи Быкова, который в свои 16 лет еще не определился с профессией, в экспедиции они подтянули дисциплину, научились подчиняться и брать ответственность на себя. 

Находили не только зенитные снаряды, пули, гильзы, пулеметные ленты, бронещитки, но и бытовые предметы: чайники, ложки, тарелки – немецкие, финские, русские, так как в течение войны остров переходил из рук в руки – от финских к советским частям. Потом на Гогланде обосновались немцы… Увольнительные жетоны (они применялись в финской армии) ребятам разрешили взять на память. По собранным материалам будет подготовлена большая выставочная экспозиция. 

Помимо поисковой программы была и обширная культурная. В Кронштадте юнармейцы посетили военно-морскую базу, морской филиал парка «Патриот», Морской собор – уникальный памятник героизму и отваге русских моряков. Побывали в Петербурге на военно-морском параде, который принимал президент РФ В. В. Путин. 

Военно-патриотическое движение «Юнармия», в отличие от организаций допризывной подготовки, – это тематическая досуговая деятельность подростков. Она открывает большие возможности для расширения кругозора. Да, ребята еще очень юны. Они не видели, как грязный фашистский сапог топчет родную землю, не шли дорогами отступления, не слышали, как плачут матери, потерявшие сыновей. И о стране, израненной и изможденной, в руинах и братских могилах, знают только из книг. Но надо чаще об этом вспоминать, чтобы снова горячей волной сжимало тебе горло, чтобы поднялось из глубины души и захлестнуло чувство, которое испытываешь только к ним, погибшим, и которое сливается с чувством Родины. Мероприятия, подобные экспедиции «Гогланд‑2018», – это школа духовного возрастания. 

Деятельность тюменских региональных отделений всероссийских молодежных общественных движений «Юнармия» и «Волонтеры Победы» курирует центр «Аванпост». Первого октября 2018 года учреждению исполняется 25 лет. К этой дате приурочено много мероприятий: встречи с героями России, ветеранами, прием в правительстве Тюменской области, где подведут итоги работы. А они впечатляют. 

– За четверть века центр выпустил более 1800 человек. Около 1500 прошли службу в Вооруженных силах. Есть участники вооруженных конфликтов, но нет среди них ни одного погибшего. Это главный показатель нашей работы, – заключил Николай Савченко. 

НА СНИМКАХ: в Кронштадте; первый «улов» – старый чайник. 

Ольга РАДУТНАЯ /фото из архива экспедиции/ 

 


37946