КОЧКА ЗРЕНИЯ
Я, конечно, патриот. Меня очень радует факт, что Тюмень признана лучшим российским городом в плане транспортного обслуживания населения. Автор сам внес немалую лепту в сервисную ипостась. Думаю, сие подтвердит генеральный директор АО «ПАТП-1», заслуженный работник транспорта РФ Александр Евстафьевич Пискулин.
Нет, столь высокого титула я не заслуживаю. Однако вполне могу претендовать на звание «Заслуженный пассажир общественного транспорта» – коль скоро такую номинацию произведут на свет. А что, вот городская библиотека вручила мне, читателю, приятную грамоту, мол, клиент вполне стоящий. Было бы логично, так сказать, и транспортникам изладить что-нибудь по образу и подобию. На полагающийся в таком случае бонус не претендую. Мне и так отпущены законные льготы – по статусу ветерана труда. На транспортной карте зеленым выделено заветное слово «льготная».
Мой пенсионерский стаж далеко не младенческий: на автобусного кондуктора давно смотрю как на распорядителя мест в раю, а шофер представляется мне старцем, то бишь архангелом Петром, одной рукой крутящим баранку городского «лайнера» марки «ЛИАЗ», другой – поглаживающим пушистую лысину. Вот именно в салоне подвижной единицы и начали разворачиваться события. Райский распорядитель мест обращается к моей соседке по стоянию в низкопольной машине:
– У вас карточка просрочена. Ещё раз увижу тута – бесплатно не повезу.
– В ней, карте-то, срок действия не обозначен.
– Разуйте, красава, зенки! Видите: цифирь!
– Да, числа под портретом прописаны, так ведь, поди-ка, код.
– Что, считать разучились? Код – это где 19 цифирек, а у вас всего 8 напечатано. Устарела бумаженция. Срочно меняйте проездной документ.
Хотя контрольный прибор, именуемый строгим словом «валидатор», признал во мне законную пассажирскую сущность, протягиваю кондуктору свою карточку. И тут же слышу вердикт:
– У вас тоже просрочка. Впредь даром, за красивые глазки не повезу.
Я – человек законопослушный и отправился менять карточку. Адрес широко известен: ул. Пышминская, 1а. Здесь располагается ТРИЦ – Тюменский расчетно- информационный центр. Сюда ежемесячно подтягиваюсь, дабы отстегнуть коммунальные платежи. Это вход справа, слева – с того же крыльца – нужная мне контора под вывеской «МФЦ».
Принято считать, что театр начинается с вешалки. Комплекс МФЦ-ТРИЦ начинается с пока что безымянного сквера перед фасадной частью. Сквер десятилетиями существовал в истоптанном по направлениям розы ветров виде. Топчет не изрядный сукин сын, а все мы поголовно вместе взятые. Потому что мы не закадычные бюргеры, которые дисциплинированно обходят по периметру клумбы и газоны. У нас в мозгах заложен чип: ходить прямиком. У англичан, говорят, в головах такие же чипы. Поэтому в Великобритании взяли такую моду: на проектной территории сеют траву, а затем смотрят, где соплеменники Гамлета проложат зигзаги тропинок. Вот по ним и кладут асфальт. Точь-в-точь поступили в сквере у МФЦ-ТРИЦ. Теперь, конечно, асфальта больше, чем зелени; и проходов по розе ветров проложено – мама, не горюй. Зато трава между камнями зеленая, пышная, как растительность на лысине райского привратника. Чего уж, сделано весьма аккуратно.
И чего это зациклился я на библейских персонажах? Вот в МФЦ живой привратник, нет, он, конечно же, зовется секьюрити – восседая за своей дырчатой загородкой, строгим оглядом панорамирует помещение. В нем капелла из 18 окошек. За стеклом, далее за экранами мониторов просматриваются красивые девушки, щелкающие кнопками «клав». А перед окошками мы, прочий грешный люд, как обозначено в песне, «дорогие мои старики». Не только они. Высиживают свое счастье граждане разных возрастов, ведь МФЦ – многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Яснен пень, то и дело происходит ротация просителей, потому как динамик разносит милый женский голос:
– Посетитель с талоном П71, ваше окно №13.
Далее клиент с талоном №М64 спешит в окно №11, «двадцать второй» земляк топает к окну №17, товарищу с 28-м талоном отводится окошко №12... И так с 8 утра до 8 вечера. Все чинно- благородно. Автор конфликтных ситуаций не заметил. Имеем в виду, что мы, клиентура, далеко не поголовно ангельского вида и характера. Потому-то, наверное, и подбирается персонал, стойкий при стрессовых ситуациях.
Ой, даже забыл, зачем пришел. Мне ведь надо транспортную карту обновить. Так, приступим к процессу. Для начала припомнил вопрос землячки, заданный на онлайн-конференции директору МФЦ Александру Нагибину в 10 часов 32 минуты местного времени 14 октября 2014 года. Цитируем:
«Почему не соблюдаются сроки предоставления услуг? Транспортную карту вместо 10 рабочих дней делают уже 16 дней. Такая же ситуация и по справкам для школы. Как раньше было хорошо: все в одном окне, пришел, подал документы и получил на руки нужный документ, а сейчас что? Только штаты раздули, и опять все за счет работающих. Безобразие. Примите меры, чтобы люди не ждали месяцами, когда получат качественно оказанные услуги».
Ладно, дело давнее, постараемся забыть. Народ толчется лишь подле администратора. К терминалам электронной очереди путь свободен. Но я хиловато разбираюсь в файлах. Но тут как тут «центровые» сотрудники – молодые люди и симпатичные девушки. Они сами внедрились в память «железа». И вот резюме:
– На сегодня приема нет, отмечаем на следующую неделю: итак, во вторник на 18.30. В 18.15 подойдете к администратору.
Увы, не сложилось. Накладка вышла. Видите ли, я работающий пенсионер: не выполнил задание – попрут к чертям собачьим, найди потом синекуру на восьмом десятке лет. Ну, это мои трудности. Когда в следующий раз подтянулся к терминалу электронной очереди, рандеву опять же назначили через неделю. И вот оформляюсь. Мне протягивают бумаженцию, из коей следует, что я, автор этих строк, якобы подал заявление на выдачу дубликата транспортной карты.
– Почему это дубликата? – проявляю интерес.
– Так положено.
Положено – значит, положено. Ставлю свою подпись. Кстати, в недрах МФЦ визировал столько бумаг, сколько не расписывался за весь прошлый год. Процесс дошел до квадратиков. В них, как на выборах, надо поставить галочки, то есть ответить, по какой-такой причине добиваюсь дубликата. Два квадратика: «утеря» и «порча». Иных вариантов не предусмотрено. Да еще в голове всплыл постулат городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта: «Действующие транспортные карты замене не подлежат».
В моем якобы заявлении за квадратиком «порча», так сказать, «автоматом», то есть заранее, вписано: «стерта фотография». Бросьте, фото изумительное: щеки есть, оба глаза, нос почти на месте.
Правда, был единичный случай, когда валидатор – ну, кондукторский прибор – не признал мой проездной документ, несмотря на щеки и нос. Тогда предъявляю рассерженной кондукторше удостоверение ветерана труда, мол, имею право на бесплатный проезд. Пассажиры – все, как один, – встали на сторону кондуктора.
– У доллара 80 знаков защиты, а наши умельцы подделывают – только шум стоит, – говорит полпред электората, – а уж изладить липовую ветеранскую ксиву сам бог велел. Это левой пяткой... Так что давай, чувак, раскошеливайся!
Знаете, мне стало приятно. Приятно чисто из корпоративной солидарности: у меня в нагрудном кармане лежит удостоверение – действующее, не просроченное, – на лицевой стороне «корочек» отлиты золотые буквы: «Министерство транспорта Российской Федерации». Здесь же двуглавый золотой орел. Но как пассажиру стало обидно, будто помоями облили на виду честного народа. Потом выяснилось: автобусы в областном центре новенькие, еще муха не сидела, а вот валидаторы дряхлые, портачат.
Карточный процесс катится своим чередом. Вот уже фотограф, ладная девочка, берется за камеру. Как индивид чисто фотогеничный, мыслю: не вышел бы косым и кривым. Это я зря мозги напрягаю. Медицинский факт: мысль обладает невероятной созидательной силой и способна сформировать реальность. Помните рассказ Михаила Зощенко? Мужик снимался для пропуска. Снимался многажды, но каждый раз получался без щек. И кореша толкуют чуваку, мол, зачем маяться в салонах, иди на рынок, там, на газетке самые разные карточки экспонируются. Торговец вещает: «Можно со щеками, только они будут дороже на пять рублей». Сержант стал лепить на пропуск произведение искусств и идентифицировал: «Это же баба, вон брошка на груди».
Мысль и впрямь сформировала реальность: мой фейс получился мутноватым и почти без глаза, левого. Такое фото и влепили в мою транспортную карту. Ясен перец, усовершенствованные валидаторы, поступившие в сферу деятельности городского общественного транспорта, без труда установят сходство рыла на фотокарточке с конкретной личностью. А если проездным документом заинтересуется вполне живое физическое лицо – контролер? Может и не признать...
Хорошо то, что хорошо кончается. Ровно через 16 дней транспортную карту мне выдали. «Бессрочную?» – спросит наивный читатель. Держите карман шире. Это паспорт гражданина РФ человеку уже в возрасте 45 лет дают в бессрочное пользование. Мой якобы вновь выправленный дубликат действителен по 31 декабря 2099 года. Житьишко! Я, пенсионер, даже половины этого срока не дожил!
Рассказал о мытарствах товарищу, исполнительному директору Ассоциации рыбопромышленников Сибири Варису Абайдуллину. Он недавно вояжировал по Германии и Франции. По приезде в Тюмень ему сказали, мол, надо менять транспортную карту.
– Шестнадцать дней потребовалось на получение дубликата? – поразился друг. – Мне шенгенскую визу сварганили за полтора часа. Правда, дело было не в Тюмени, а в Екатеринбурге.
В филиале МФЦ, что по улице Пышминской (всего таковых в областном центре 9), мне сказали:
– Ведь не мы блокируем проездные документы по причине истечения срока. Это делает отдел социальной защиты населения. Заблокирует – и как минимум на 10 дней лишитесь своих ветеранских льгот.
В управлении социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района меня огорошили:
– Ничего мы не блокируем. Имеющиеся на руках транспортные карты с фотографией действительны и замене не подлежат. Автобусники вас беспокоят? Это исключительно самодеятельность кондукторов.
Надеюсь, избавил собратьев по транспортной карте категорий «пенсионер» и «льготная» от лишних хлопот. Но, боюсь, тем, кому еще предстоит пополнить нашу стариковскую когорту пассажиров, канители, испытанной автором, не избежать.
Юрий МАШИНОВ
Евгений КРАН /рис./