ВЕК РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА

ВЫСТАВКА 

В Музейном комплексе им. Словцова открылась выставка «История российского дизайна 1917–2017 годов». Это первая масштабная экспозиция, на которой собраны лучшие образцы отечественного дизайна, благодаря чему можно проследить его становление и тенденции. Именно последнее столетие оказалось самым непредсказуемым и плодотворным. Мировые катаклизмы и местные потрясения нашли свое отражение в работах советских и российских художников. Основная цель проекта – познакомить широкую аудиторию с разными стилями. 

Куратор выставки Александра Санькова. Она основатель и директор Московского музея дизайна, искусствовед, автор многочисленных статей и интервью. Возглавляемый ею музей – единственный в своем роде в России. Его проекты с успехом проходят на главных выставочных площадках страны, среди них «Манеж» и Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. В 2016 году участвовали в лондонской биеналле и были удостоены Гран-при. В Тюмени Александра Санькова прочитала лекцию «Авангард и дизайн». 

Вообще просветительская программа является неотъемлемой частью выставочного проекта. Среди первых лекций – круглый стол «Дизайн городской среды Тюмени» с участием ведущих специалистов в этом направлении. Обсуждали вопрос сложившейся ситуации, есть ли дизайн-код Тюмени, как он развивается и трансформируется в процессе изменения облика города. Также в числе спикеров будет Сергей Смирнов – крупнейший специалист по промышленному дизайну, партнер Сколково в этой области. Его разработки пользуются огромным спросом. Сергей убежден, что дизайн – мощное средство создания и продвижения конкурентоспособной продукции, что особенно актуально в условиях импортозамещения. Новые технологии и новые материалы, такие, как пластик и другие полимеры, дают широкие возможности для создания качественных изделий в полном соответствии с мировыми стандартами. Подробности можно узнать 4 октября в Музейном комплексе им. Словцова. Там же пройдут лекции тюменцев – графического дизайнера Никиты Елфимова, архитектора Дмитрия Морозова и преподавателя Тюменского института культуры Геннадия Вершинина. 

Экспозиция включает в себя три раздела, каждый из которых посвящен определенному периоду – конструктивизм (1917–1935), советский дизайн (1950–1980) и современный (1990–2017). Все они имеют свой стиль, о чем можно судить по предметному ряду. Первыми признанными дизайнерами были художники- конструктивисты. Они декларировали конец традиционной живописи и создания нового искусства. Мечтали изменить роль художника в нашей жизни, сделать его конструктором материальных вещей. Помимо политической, в то время проходила и культурная революция, предполагающая преобразование окружающей человека среды. Для нового общества художники, такие, как Александр Родченко, Эль Лисицкий, Алексей Ганн, Варвара Степанова, проектировали все – от посуды и одежды до мебели и летательных аппаратов. Они отрицали любое эстетство, считая, что предмет должен быть удобным и многофункциональным. Новаторы получали международные награды, однако в 30-е годы авангард был признан буржуазным искусством и оказался под запретом. Чтобы понять, что же это такое, достаточно посмотреть на шахматный стол Александра Родченко, который трансформируется по мере своего назначения. Фарфоровый сервиз, разработанный Казимиром Малевичем, абсолютно не был удобен для использования, но такую задачу художник и не ставил, он говорил: «Я создаю не чайник, а идею чайника». А еще есть агитационный текстиль и плакаты: «Лучших сосок не было и нет» и «Покупайте дешевый хлеб!». 

Следующий важный период начался в середине 50-х годов. Советский Союз восстанавливался после войны, постепенно повышался уровень жизни людей. Появилось желание жить комфортно здесь и сейчас, а не в ожидании, когда придет светлое будущее. Предприятия военно-промышленного комплекса, которые были наиболее развиты с точки зрения технологий и оснащения, начали выпускать товары народного потребления. Качественные, но не отличающиеся эстетическим внешним видом. Тут и наступил ренессанс дизайна. На выставке можно увидеть логотипы предприятий и уже новые плакаты: «Покупайте лед. Лед сохраняет свежесть продуктов», «На старте пятилетка!», «Предупреждение пожаров в быту», «Множьте бригады коммунистического труда!». А также афиши популярных тогда кинолент. Особую ностальгию вызвали крышки от кефира, помните разноцветную фольгу? Оказывается, это тоже дизайнерская разработка. 

В 1990-е, после распада СССР, государственная система дизайна разрушилась. Но это только пошло ему на пользу. Сегодня он интенсивно развивается, появляются новые компании. Пример одного из плакатов наших дней – «Принял жену за шляпу». А еще наши дизайнеры отлично проявили себя во время подготовки к Олимпиаде в Сочи 2014 года. Именно они разработали логотипы, облик символов игр и даже олимпийские награды. 

Юлия КОНКИНА 

Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/

 

 

 

 

 

 


37710