КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа присвоен статус выявленных объектов культурного наследия двум железнодорожным мостам через реку Пензер-Яха и реку Ид-Яха. Сооружения периода 501-й стройки были обнаружены при проведении изысканий для проектирования Северного широтного хода в Надымском районе этим летом.
По информации ведомства, оба моста представляют ценность с точки зрения технической и истории промышленного освоения территории Крайнего Севера Западной Сибири. Железнодорожные сооружения имеют стальные пролёты, стоящие на деревянных сложной конструкции опорах из лиственницы. Аналогов подобного возведения мостов середины ХХ века – единицы. Среди рельс, уложенных на мостах и в непосредственной близости от них, имеются рельсы иностранного производства.
Мост через реку Пензер-Яха известен среди старожильческого населения Ямала под названием «Генеральский» или «Министерский». Вблизи моста через реку Ид- Яха располагается частично в руинах лагерный пункт №81 со сторожевой вышкой.
Взятые на государственную охрану мосты являются хорошо сохранившимися объектами брошенной железной дороги, вызывают неподдельный интерес и обладают ценностными характеристиками памятников экономической истории тоталитарного государства при масштабных строительствах СССР конца 1940-х – начала 1950 годов, а также свидетельств инженерной мысли в тяжёлых условиях Крайнего Севера.
«501-я», «сталинка», «мёртвая дорога» – всё это названия, закреплённые за Трансарктической железной дорогой «Чум – Салехард – Игарка». Она строилась силами заключённых в условиях вечной мерзлоты при отсутствии каких-либо дорог и крупных населённых пунктов от Полярного Урала до Енисея. Главной целью грандиозного проекта 1947-1953 годов было стремление Советского государства индустриально освоить безбрежные просторы сибирского Севера, богатые природными ресурсами, а также в интересах обороноспособности страны связать между собой низовья двух водных магистралей – Оби и Енисея. Значительная часть сооружений была возведена в рекордные сроки, однако после смерти Сталина в 1953 году стройка была остановлена.
Пресс-служба губернатора ЯНАО