НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ
Когда уходят личности такого масштаба, это невольно объединяет всю страну, даже с перебором. Главное, чтобы не забывали потом, после всеобщей скорби, которая буквально изливалась с экрана и других СМИ.
30 августа не стало народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Он казался незыблемым, способным преодолеть любое препятствие. Страшную болезнь он отодвинул на долгие 13 лет.
Иосифа Кобзона часто сравнивали с великим американским исполнителем Фрэнком Синатрой. Аналогию действительно можно провести. И не только в творчестве. Иосиф Давыдович попросил поэта Илью Резника написать русский текст на одну из самых известных песен Сенатра «Мой путь». Это не дословный перевод, скорее, рассказ о жизни самого Кобзона, о его принципах. Так вот, когда не стало Фрэнка Синатры, в газетах написали: «20-й век окончен». С уходом Кобзона закончилась целая эпоха, вместившая в себя много хорошего и не очень.
Иосиф Кобзон часто приезжал в Тюменскую область, особенно любил выступать перед нефтяниками и газовиками, побывал на самых дальних месторождениях. Порой пел в кузове грузовика, в лесу, где полно мошкары. В таких условиях ни один из сегодняшних молодых исполнителей, гордо именующихся звездами, выступать точно не будет. В архиве ГТРК «Регион-Тюмень» сохранились записи тех лет, интервью в студии, документальный фильм Анатолия Омельчука. Иосиф Давыдович всегда признавался, что любит Тюменскую область, а вот журналистов со временем разлюбил. Впрочем, слушая вопросы некоторых моих коллег, я понимаю почему.
На концертах Кобзона я была несколько раз, поклонницей не являлась, но всегда отдавала должное его профессионализму. Особенно восхищало, что в таком возрасте он не позволяет себе расслабиться, выступить под фонограмму. Он даже ни разу не присел на сцене, а за кулисы ушел только во время антракта. А еще он очень уважительно обращался со своей публикой, подпускал зрителей к себе, если они хотели вручить цветы, не отгораживался охраной. Интервью у Иосифа Давыдовича брала много лет назад. Может, он и не хотел общаться с прессой, но понимал, что это часть его работы. Поэтому честно отвечал на все вопросы. В одной из его композиций есть такие слова: «На эстраде племя незнакомое песни незнакомые поют». Я спросила, кого бы он выделил из молодых исполнителей. Тогда он назвал Олега Газманова. Видимо, моложе достойных не появилось.
Иосиф Кобзон записал более трех тысяч песен. Даже если брал из чужого репертуара, как, например, «Я люблю тебя, жизнь» и «Журавли», которые раньше пел Марк Бернес, делал их своими, личными. Один из его тюменских концертов, на котором я присутствовала, длился более четырех часов, а публика не хотела расходиться.
Была у него песня «Памяти друзей», где он произносил теплые слова в адрес ушедших артистов:
«Нет уже Островского, Силантьева,
Майи Кристалинской тоже нет.»
Там были слова и о нашем земляке:
«Только не стареет, не туманится
В памяти Гуляева лицо.
Встретившись с актерами, актрисами,
Отвечаю что-то невпопад.
До сих пор ищу я за кулисами
Юрин улыбающийся взгляд».
Надеюсь, кто-нибудь из учеников Кобзона посвятит такие строки и ему.
НА СНИМКЕ: иногда и фотокоры попадают в кадр – Ю. Хозяинов и Иосиф Кобзон.
Юлия КОНКИНА