КАК ЭТО БЫЛО
Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ, заслуженный геолог РФ, почетный гражданин Ямало- Ненецкого автономного округа Анатолий Индекович Ким прошел тернистый жизненный путь. Об этом писали его сын Анатолий, коллеги.
Высококвалифицированный специалист в области геологии нефти и газа, он руководил разработкой и реализацией программ поисково-разведочных работ на нефть и газ на территории Среднего Приобья, Ямала, Ноябрьского нефтегазоносного района и шельфов Баренцева и Карского морей. При его непосредственном участии были открыты и подготовлены к промышленной разработке крупнейшие месторождения нефти и газа в Западной Сибири, в т. ч. Усть- Балыкское, Мамонтовское, Южно-Балыкское, Лянторское, Харасавэйское, Бованенковское, Южно-Тамбейское, Сугмутское, Спорышевское, Средне-Итурское, З ападно-Ноябрьс кое , Западно-Суторминское, Барсуковское, Пограничное, Ново-Пурпейское, Верхне-Надымское и др.
Имеет опубликованные научные статьи по геологии тех районов, где он работал. Награжден орденами «Знак Почета» (1971), Дружбы народов (1989). Отмечен дипломом «Первооткрыватель месторождения» (1987).
В 2006 году Анатолий Индекович дал мне интервью. Его рассказ об открытии Лянторского газонефтяного месторождения хочу привести дословно.
«Уникальное Лянторское газонефтяное месторождение было открыто благодаря интерпретации индукционного каротажа (ИК), в то время ещё не включённого в обязательный комплекс геофизических исследований скважин (ГИС).
По результатам первичной интерпретации ГИС поисковая скважина Р-10, пробуренная на Лянторской разведочной площади, подлежала закрытию без спуска эксплуатационной колонны. Уже имелось разрешение Главтюменьгеологии на ликвидацию скважины как выполнившей своё геологическое назначение. Но решительное вмешательство технического руководителя промыслово-геофизической партии Ахиярова Влера Хатиповича круто поменяло ход событий. Под его руководством осуществлялись опытно- методические работы, которые рекомендовали провести дополнительно к стандартному комплексу ГИС индукционный каротаж. Результаты интерпретации материалов ИК позволили выделить в разрезе скважины нефтенасыщенный пласт АС9, что дало возможность пересмотреть решение о ликидации скважины по геологическим причинам.
Апрель 1966 г. В первой поисковой скважине Р-10 при испытании пласта АС9 в интервале 2080–2084 метра был получен мощный газонефтяной фонтан. Дебит газа составил 675 тыс. м3 в сутки, а дебит нефти – 180 м3 при работе на 8-миллиметровом штуцере.
Так открыли Лянторское газонефтяное месторождение. Испытание проводили А.И. Ким, В.К. Федорцов, Р.Г. Садыков. Это был первый газонефтяной фонтан в Среднем Приобье. На базе этого месторождения возник город нефтяников Лянтор.
Знаний по газогидродинамическим исследованиям нефтяных и газовых скважин, полученных в объёме институтского курса, было крайне недостаточно. Поэтому мы учились у старших товарищей. Я прошёл хорошую школу у Евграфия Теплякова, Ивана Умрихина, Виктора Федорцова, Евгения Илюхина.
Хорошо запомнились открытие Усть-Балыкского нефтяного месторождения, первый мощный газоконденсатный фонтан на скважине Р-5 Варь-Ёганского месторождения. Я, В.И. Бутусов и главный геолог треста М.Ф. Синюткин обосновали возможность открытия нефтяной залежи в юрских отложениях на мощном газовом месторождении. По нашей рекомендации скважину углубили до отметки 2600 м. Работами по испытанию руководил старший геолог треста «Обьнефтегазразведка» А.К. Ягафаров. В те годы я работал начальником геологического отдела треста.
Весной 1970 г. меня перевели из Сургута главным геологом в Ямальскую НГРЭ, затем – в Ноябрьскую. Здесь был цех по испытанию скважин, вскоре ставший экспедицией. По инициативе В.К Федорцова, В.Е. Пешкова, А.К. Ягафарова, А.П. Клевцура, В.Н. Нестерова были сформированы самостоятельные (с автономным финансированием) экспедиции по испытанию скважин в Мегионе, Тарко-Сале, Газ-Сале, Сургуте, Ново-Аганске. Благодаря этому резко повысились производительность труда и качество работ.
Мы внедрили много новинок, в том числе оригинальных технологий по интенсификации притоков и водоизоляционным работам, разработанных в Тюменской тематической экспедиции А.К. Ягафаровым и И.И. Клещенко.
Впоследствии я участвовал в открытии многих месторождений, но первый газонефтяной фонтан на скважине Р-10 Лянтора навсегда остался в моей памяти».
От автора. С начальником геологического отдела треста «Обьнефтегазразведка» Анатолием Кимом я познакомился летом 1967 года. Он приехал на скважину Р-18, которую я тогда испытывал, с главным геологом Вахской НГРЭ Б.М. Елизаренко. Надо сказать, что освоение шло тяжело. Скважина никак не хотела выходить на режим устойчивого фонтанирования. Просмотрев результаты испытания и составленную программу работ, он одобрил их и пожелал мне успехов.
Позже, когда я перешёл на работу в трест «Обьнефтегазразведка», мы с ним часто встречались по производственным вопросам. Еще чаще стали видеться после его переезда на постоянное место жительства в Тюмень.
Я знал его жену Ольгу, детей. Они выросли прекрасными специалистами. Очень рад тому, что судьба свела нас, выпускников Томского геологоразведочного факультета, на огромных просторах земли Тюменской.
НА СНИМКЕ: А.И. Ким.
Алик ЯГАФАРОВ, профессор, заслуженный геолог РФ, член Союза журналистов РФ