ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ТКАД

СТРОЙКА ВЕКА

Общая протяженность Тюменской кольцевой автомобильной дороги составит 55 километров. В прошлом строительном сезоне трассу довели до улицы Тополиной. Контрактный срок сдачи объекта – 2022 год, однако уже нынче генподрядчик – АО «ТОДЭП» – замкнет кольцо на улице Федюнинского. Но надо «перепрыгнуть» через Транссиб. 

Автомагистраль свяжет в единую транспортную сеть федеральные трассы Р-402, Р-404, Р-401, Р-254, Р-351, Велижанский, Ирбитский и Салаирский тракты. На оставшихся 6 км Восточного участка обхода необходимо соорудить семь мостовых переходов, в том числе транспортную развязку на Старотобольском тракте.

…Времени осталось мало, а работы – выше крыши. Поэтому сюда, на Старотобольский тракт, брошены все силы. Такой концентрации техники мне видеть ещё не приходилось. Вот новенький многофункциональный автопогрузчик на колесах марки Weidemann. А раньше в ходу всё больше «мустанги», «камацу» да «бобкаты» были. Думаю, новьё пожаловали передовику производства за особые заслуги. 

– Мне «немца» вручили в рабочем порядке, – отзывается хозяин машины Виктор Садыков. – У дяди Саши тоже новая машина – американский «Джон Дир». А сам он уникальный механизатор. 

Дядей Сашей народ в ДРСУ‑1 величает Александра Шваба. Когда служил в армии, строил БАМ. Сюда устроился после дембеля. Выходит, уже 35 лет в одной фирме. 

А вот по путепроводу, возводимому по-над Старотобольским трактом, идет оранжевый автогрейдер «Джон Дир». 

В последний раз с Фархадом Хасановым, начальником участка «Мостостроя‑11», встречались на строительстве путепровода на Тополиной. Надеялся увидеть его и на Старотобольском. Звоню насчет встречи. 

– А я в Москве, – отвечает Фархат. – Мы тут делаем транспортную развязку на Ярославском шоссе. 

На Старотобольском тракте меня встретил Сергей Николаевич Оверкин, заместитель главного инженера ДРСУ‑1. Он из старой династии дорожников: прадед строил мосты и шоссе по всей России. Дед, хотя и занимался дорогами, но профессионалом не стал – помешала война. А вот отец, Николай Викторович, по сей день трудится мастером в Упоровском ДРСУ. Сергей окончил дорожный факультет местной инженерно- строительной академии. 

Прогуливаемся по проезжей части путепровода. 

– Направо дорога пошла в сторону города, – говорит Оверкин, – налево – в Субботино, Мальково, Чикчу, Криводаново. Главный ход под нами направлен в сторону пересечения с улицей Федюнинского, там и замыкается кольцо. Объект построен по схеме «полный клеверный лист», то есть имеем восемь съездов. 

Автор этих строк осматривал фронт работ накануне. Тогда агрегаты Bomak без устали укатывали щебёнку. Сегодня «пашет» асфальтоукладочная машина. Причём кладется уже третий, рабочий слой из щебёночно-мастичного асфальтобетона. Душой радуюсь за этот материал. В начале 60-х годов его начали применять в Германии. Наши дорожники долго приглядывались. Через каких-то шесть десятков лет поняли: самое то! И служит долго, и за счёт повышенного коэффициента сцепления с колесами авто обеспечивает безопасность движения. 

Не так давно мастику для приготовления асфальтобетона возили из Омска. Теперь в ДРСУ‑1 смонтировали свою установку, первую в УрФО, поэтому потребности в сторонних закупках нет, к тому же качество собственного продукта выше. 

Техника нынче полностью компьютеризированная, поэтому машинист обязан обладать инженерными знаниями. Да и практического опыта у моих старых знакомых, операторов Максима Воробьева и Ивана Кондратенко, столько, что любой позавидует. С ребятами встречался на строительстве подъездов к мосту через Тобол под Ялуторовском. 

– А раньше мы укладывали асфальт на магистралях Мурманска, Мичуринска, Ярославля, Магадана, – вспоминают они. – Тогда были в составе ЗАО «Аэродромдорстрой». Но трест лопнул, «генерал» Солодовников каждому из нас задолжал по 120 тысяч рублей. Четвертый год лежат наши иски под сукном Ленинского суда города Тюмени. 

Между Тополиной и Старотобольской транспортными развязками еще один путепровод – над УГМК – Сталь. Объект полностью ещё не готов, но пролёт на проектном месте, а посему поезда металлургов передвигаются свободно. А мы отправимся на экскурсию по так называемому Восточному обходу – это путепровод на пересечении автомобильной дорогой Тюмень – Боровский – Богандинский. Объект железный. Металлоконструкции поставил наш давний партнёр – завод «Курганстальмост». Зато задумка исключительно местная, родившаяся в недрах проектно- изыскательского института «Тюменьдорпроект». 

Транспортная развязка здесь тоже в виде полного «клеверного листа». Идёт монтаж пролётных строений. А справа, если ехать со стороны города, торчит высокая мачта линии высоковольтной электропередачи и, наверное, очень даже помешает мостостроевцам. Непосредственным исполнителем выступает славный коллектив МО‑87 из Тобольска. Консенсунс между строителями и ОАО «Тюменьэнерго», само собой, будет найден. Но ведь придётся затратить немалый ресурс времени и нервов. 

– Нервы – ерунда, – отмахивается мой старый друг, электросварщик из Мостоотряда‑36 Измаил Раенбаков. – Наукой доказано: нервные клетки восстанавливаются. Зато участок дороги расширится от фактических двух до четырех полос движения. Мне легко будет добираться на работу из поселка Боровского. 

За свой труд при сооружении транспортной развязки по Московскому тракту в рекордные сроки Измаил Раенбаков, бывший командир отделения службы БЧ‑5 противолодочного корабля Тихоокеанского флота, старшина второй статьи, награждён Почетной грамотой администрации Тюмени. У него последняя неделя отпуска. И он везёт меня на своей иномарке на объект № 108, где в данное время трудятся его товарищи. Фронт работ находится возле пруда Лесного. Мимо проходит железнодорожная ветка на ТЭЦ‑2. Её лучше обойти от греха подальше. Вот и строится путепровод. До готовности ещё очень далеко, над лесом возвышаются лишь опоры с ригелями. Аналогичный переход увидим между Старотобольским и Ялуторовским трактами – над стальными магистралями ПАО «Тюменские моторостроители». 

Дальше машина не пройдет, потому что колонна самосвалов «Вольво» отсыпает земляное полотно. Бульдозер «Камацу» неустанно разгребает грунт. Тут правит бал ДРСУ‑2. Задействованы самосвалы от ДРСУ‑3 и ДРСУ‑5. Утопая в песке, выхожу к путепроводу через Транссиб. Сооружение пересекает 12 электрофицированных путей, собранных в два коридора по шесть в каждом. Пролётные строения и опоры в полной боевой готовности. Рядышком промчался фирменный экспресс «Байкал». 

Следующий объект «Мостостроя‑11» – двухуровневая транспортная развязка на федеральной дороге Р‑402 (имеется в виду Ялуторовский тракт). Полный «клеверный лист», восемь полос движения плюс разделительная полоса. Хотя пролёты смонтированы, дви- жение под ними ещё не открыто. 

За один день на всех семи искусственных сооружениях побывать не удалось. Посещение путепровода на автомагистрали Тюмень – Ялуторовск – Омск решили перенести на завтра. Но ближе к ночи мне позвонил Измаил, сказал, что его отзывают из отпуска, так как надо начинать строительство двухуровневой транспортной развязки на пересечении улиц Монтажников и Федюнинского, уже можно сказать, что с ТКАДом. 

За бортом моего повествования остался рассказ о поистине героических людях – дорожниках и мостостроителях. За какие-то полгода – семь путепроводов! Чувствуете? Такого в Отечестве еще не бывало – своего рода стройка века. Но о них рассказ впереди. 

НА СНИМКЕ: операторы асфальтоукладочного агрегата Максим Воробьев и Иван Кондратенко. 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/


37536