ФЕСТИВАЛЬ
Традиционный фестиваль «Когда струна сливается со строчкой» прошёл нынче в Нижней Тавде в девятый раз. И в …первый. В новом статусе. Сбылась мечта инициатора и организатора творческой тусовки провинциальных поэтов и бардов Сибири Анатолия Буйносова. Конкурс стал областным.
Поддержал начинание депутат областной Думы Юрий Конев. На открытии фестиваля он и сам спел – тряхнул стариной. Студенческая юность Юрия Михайловича прошла в Москве. Здесь формировались его убеждения, и в немалой степени происходило это под влиянием поэзии хрущёвской «оттепели», когда слово собирало огромные залы, было общественным камертоном, нравственным компасом. Парламентарий убеждён, что без участия творческих сил невозможно воспитать в молодом поколении патриотического самосознания, а без любви к малой родине не будет и любви к Отечеству.
Поддержала и писательская организация Тюменской области во главе с Леонидом Ивановым. Лучшие авторы обязательно найдут пристанище на страницах тюменского альманаха «Врата Сибири», которые подрастил тираж до уровня центральных столичных журналов.
Вслушиваясь в поэтические строки фестиваля провинциальной Сибири, понимаешь, насколько был не прав юный Маяковский, когда безапелляционно восклицал: «Корчится улица безъязыкая!»
Никакая она не безъязыкая. Очень даже языкастая. И вовсе улица не корчится в муках немоты. Улица всегда найдёт верное слово, которое выразит и любовь, и ярость, и боль, и насмешку. Иллюзия именитых поэтов, будто с их уходом закончится литература, абсолютно беспочвенна.
И порукой тому вновь послужат слова позднего, помудревшего Маяковского, который в стихах, посвящённых Есенину, назвал поэтов всего лишь «подмастерьями народа-языкотворца».
Мощная стихия народного поэтического творчества таится в каждом произведении, присланном на конкурс. Не все авторы смогли приехать, к сожалению. Однако их стихи живут, согревают и волнуют других на страницах районных газет, в домашних альбомах, в интернет-пространстве. Даже в недошлифованных или выпавших из поля зрения жюри произведениях, не увенчанных лаврами конкурса, обнаруживаешь такие яркие, эксклюзивные находки, которых не найти профессиональному литератору. Да и нет особого водораздела между любительским и профессиональным искусством. Кто они, любители или профессионалы – врач Розенбаум, геолог Городницкий, журналист Визбор или спортсмен Митяев?
Все мы равны перед искусством слова. Разница лишь в количестве терпения и дарования. Всё остальное решает судьба.
Всё есть в стихах поэтов из гущи народной. И гражданский накал, и тонкий лиризм, и мудрая усмешка. Они вполне способны оживить затёртые в употреблении образы.
Взгляните на берёзку глазами Александры Мазковой из Нижней Тавды:
«Ах, родная берёзка!
О тебе вроде всё уже сказано.
Серьги летние броски,
Платье вновь по сезону заказано.
Ты чудесна, как сказка!
Дымкой зелени в мае просвечена.
Твоей трепетной лаской
Моё сердце больное пролечено.
Ты душою открыта.
Прислонюсь я к щиту белоствольному,
Свежим соком налитый
Он подарит мне силушку вольную.
…Символ родины милой!
Ты в солдатских сердцах шла на ворога
И его разгромили
За тебя и за всё, что нам дорого».
Давно уже стали побратимами Нижняя Тавда и ее тёзка Тавда, распложенная в соседней области. Общая речка связывает их и общая история. И любовь к малой родине общая:
«Несла плоты широкой магистралью
Когда-то полноводная река.
И к берегам тавдинским на свиданье
С верхов ходили струги Ермака…
Танцует ветерок в листве кварталов.
Ребячьи голоса наперебой.
От предков это место нам досталось,
И эту пристань нам беречь с тобой».
Не добралась до фестиваля викуловская поэтесса Анжелика Крстева. Зато добрались строчки, присланные на конкурс по электронной почте. А в них чудесным образом хранится потрясающий сиреневый да тополиный запах родной сторонки, промытой грозою:
«Под окном куст сирени. Давно он себя перерос.
Клейкий лист тополиный. С иголочки чистое небо.
И широким экраном – пугливость и праведность гроз!
И зелёной равнины преданность вызрела хлебом».
Волхвует в стихах автор из Исетска Вера Фёдорова. Что-то сказочное и манящее ощущаешь в ее строчках о сибирской глуши:
«…Здесь горностая след
Уходит в можжевельник.
Косулею строжит ольховник за рекой.
И тысячи примет меня уводят в ельник.
И высоко дрожит крик ворона глухой…».
До комка в горле тронут любого строки ялуторовчанки Натальи Бородкиной, вспоминающей о стариках:
«Память вновь одеялом лоскутным
Накрывает меня с головой.
В моём детстве, на радости скудном,
Что-то блещет, как лучик живой.
Как же памятны ваши объятья!
Как же вы далеко-далеко,
Моя добрая бабушка Катя
И суровый дедуля Сашко!
Да… Давно они все на погосте.
И над ними не звёзды – кресты.
Мы ж – заезжие редкие гости –
Обрезаем сирени кусты.
И глядят без следа укоризны
С фотографий, поблекших сейчас,
Наши деды, что нашу Отчизну
Беззаветно спасали для нас…».
Можно ли выбрать предмет поэтического творчества? Или темы сами находят авторов, заставляя их выплёскивать на бумагу наболевшее. И мы поневоле разделяем с автором стихотворения «Покинутые деревни» Андреем Бергулёвым из Тавды его горечь и тревогу:
«Как жалко, что навеки покидают
Обжитые уютные дома.
И сиротеют брошенные дали.
И бесприютно близится зима.
…О, где вы, люди? Мне бы, мне бы, мне бы
Дарить в стихах покой и радость сна.
Но плачут, плачут сиротливо вербы,
Склонившись у разбитого окна…».
Через год – десятый, юбилейный, фестиваль. Впереди новые стихи, нашествие новых и «старых» авторов. Многие из них уже стали завсегдатаями. Ширится круг меценатов, поклонников и критиков (как же обойтись без них?). Нужно корректировать формат конкурса. Как поступать, к примеру, с авторами, которые прислали стихи, а сами не смогли приехать? Оставить без регалий, вроде бы несправедливо. Произведения «заочников» подчас и посильнее будут. Однако на восприятие стихов, которые декламируют авторы, мощное влияние неизбежно оказывает их артистизм и обаяние. И этого фактора не миновать в судейских оценках. Многие авторы предъявляют плоды своего творчества «врасплох», и жюри выпадает трудная миссия оперативно углядеть «жемчужное зерно».
С благодарностью вспоминаются прекрасные мгновения, подаренные фестивалем. Все они останутся в сердцах зрителей и участников. Всех авторов не упомянуть в газетной статье. Да и не в этом задача. Главное – убедиться в том, что живёт, не умирает поэзия. Цепляет за душу, заставляет нас быть лучше. Борется за малую и большую родину. Жива поэзия, значит, будет жить и Россия.
Леонид ТКАЧУК