НЕ ЗАСТАВИШЬ УЛИЦУ МОЛЧАТЬ…

ФЕСТИВАЛЬ 

Традиционный фестиваль «Когда струна сливается со строчкой» прошёл нынче в Нижней Тавде в девятый раз. И в …первый. В новом статусе. Сбылась мечта инициатора и организатора творческой тусовки провинциальных поэтов и бардов Сибири Анатолия Буйносова. Конкурс стал областным. 

Поддержал начинание депутат областной Думы Юрий Конев. На открытии фестиваля он и сам спел – тряхнул стариной. Студенческая юность Юрия Михайловича прошла в Москве. Здесь формировались его убеждения, и в немалой степени происходило это под влиянием поэзии хрущёвской «оттепели», когда слово собирало огромные залы, было общественным камертоном, нравственным компасом. Парламентарий убеждён, что без участия творческих сил невозможно воспитать в молодом поколении патриотического самосознания, а без любви к малой родине не будет и любви к Отечеству. 

Поддержала и писательская организация Тюменской области во главе с Леонидом Ивановым. Лучшие авторы обязательно найдут пристанище на страницах тюменского альманаха «Врата Сибири», которые подрастил тираж до уровня центральных столичных журналов. 

Вслушиваясь в поэтические строки фестиваля провинциальной Сибири, понимаешь, насколько был не прав юный Маяковский, когда безапелляционно восклицал: «Корчится улица безъязыкая!» 

Никакая она не безъязыкая. Очень даже языкастая. И вовсе улица не корчится в муках немоты. Улица всегда найдёт верное слово, которое выразит и любовь, и ярость, и боль, и насмешку. Иллюзия именитых поэтов, будто с их уходом закончится литература, абсолютно беспочвенна. 

И порукой тому вновь послужат слова позднего, помудревшего Маяковского, который в стихах, посвящённых Есенину, назвал поэтов всего лишь «подмастерьями народа-языкотворца». 

Мощная стихия народного поэтического творчества таится в каждом произведении, присланном на конкурс. Не все авторы смогли приехать, к сожалению. Однако их стихи живут, согревают и волнуют других на страницах районных газет, в домашних альбомах, в интернет-пространстве. Даже в недошлифованных или выпавших из поля зрения жюри произведениях, не увенчанных лаврами конкурса, обнаруживаешь такие яркие, эксклюзивные находки, которых не найти профессиональному литератору. Да и нет особого водораздела между любительским и профессиональным искусством. Кто они, любители или профессионалы – врач Розенбаум, геолог Городницкий, журналист Визбор или спортсмен Митяев? 

Все мы равны перед искусством слова. Разница лишь в количестве терпения и дарования. Всё остальное решает судьба. 

Всё есть в стихах поэтов из гущи народной. И гражданский накал, и тонкий лиризм, и мудрая усмешка. Они вполне способны оживить затёртые в употреблении образы. 

Взгляните на берёзку глазами Александры Мазковой из Нижней Тавды: 

«Ах, родная берёзка! 

О тебе вроде всё уже сказано. 

Серьги летние броски, 

Платье вновь по сезону заказано. 

Ты чудесна, как сказка! 

Дымкой зелени в мае просвечена. 

Твоей трепетной лаской 

Моё сердце больное пролечено. 

Ты душою открыта. 

Прислонюсь я к щиту белоствольному, 

Свежим соком налитый 

Он подарит мне силушку вольную. 

…Символ родины милой! 

Ты в солдатских сердцах шла на ворога 

И его разгромили 

За тебя и за всё, что нам дорого». 

Давно уже стали побратимами Нижняя Тавда и ее тёзка Тавда, распложенная в соседней области. Общая речка связывает их и общая история. И любовь к малой родине общая: 

«Несла плоты широкой магистралью 

Когда-то полноводная река. 

И к берегам тавдинским на свиданье 

С верхов ходили струги Ермака… 

Танцует ветерок в листве кварталов. 

Ребячьи голоса наперебой. 

От предков это место нам досталось, 

И эту пристань нам беречь с тобой». 

Не добралась до фестиваля викуловская поэтесса Анжелика Крстева. Зато добрались строчки, присланные на конкурс по электронной почте. А в них чудесным образом хранится потрясающий сиреневый да тополиный запах родной сторонки, промытой грозою: 

«Под окном куст сирени. Давно он себя перерос. 

Клейкий лист тополиный. С иголочки чистое небо. 

И широким экраном – пугливость и праведность гроз! 

И зелёной равнины преданность вызрела хлебом». 

Волхвует в стихах автор из Исетска Вера Фёдорова. Что-то сказочное и манящее ощущаешь в ее строчках о сибирской глуши: 

«…Здесь горностая след 

Уходит в можжевельник. 

Косулею строжит ольховник за рекой. 

И тысячи примет меня уводят в ельник. 

И высоко дрожит крик ворона глухой…». 

До комка в горле тронут любого строки ялуторовчанки Натальи Бородкиной, вспоминающей о стариках: 

«Память вновь одеялом лоскутным 

Накрывает меня с головой. 

В моём детстве, на радости скудном, 

Что-то блещет, как лучик живой. 

Как же памятны ваши объятья! 

Как же вы далеко-далеко, 

Моя добрая бабушка Катя 

И суровый дедуля Сашко! 

Да… Давно они все на погосте. 

И над ними не звёзды – кресты. 

Мы ж – заезжие редкие гости – 

Обрезаем сирени кусты. 

И глядят без следа укоризны 

С фотографий, поблекших сейчас, 

Наши деды, что нашу Отчизну 

Беззаветно спасали для нас…». 

Можно ли выбрать предмет поэтического творчества? Или темы сами находят авторов, заставляя их выплёскивать на бумагу наболевшее. И мы поневоле разделяем с автором стихотворения «Покинутые деревни» Андреем Бергулёвым из Тавды его горечь и тревогу: 

«Как жалко, что навеки покидают 

Обжитые уютные дома. 

И сиротеют брошенные дали. 

И бесприютно близится зима. 

…О, где вы, люди? Мне бы, мне бы, мне бы 

Дарить в стихах покой и радость сна. 

Но плачут, плачут сиротливо вербы, 

Склонившись у разбитого окна…». 

Через год – десятый, юбилейный, фестиваль. Впереди новые стихи, нашествие новых и «старых» авторов. Многие из них уже стали завсегдатаями. Ширится круг меценатов, поклонников и критиков (как же обойтись без них?). Нужно корректировать формат конкурса. Как поступать, к примеру, с авторами, которые прислали стихи, а сами не смогли приехать? Оставить без регалий, вроде бы несправедливо. Произведения «заочников» подчас и посильнее будут. Однако на восприятие стихов, которые декламируют авторы, мощное влияние неизбежно оказывает их артистизм и обаяние. И этого фактора не миновать в судейских оценках. Многие авторы предъявляют плоды своего творчества «врасплох», и жюри выпадает трудная миссия оперативно углядеть «жемчужное зерно». 

С благодарностью вспоминаются прекрасные мгновения, подаренные фестивалем. Все они останутся в сердцах зрителей и участников. Всех авторов не упомянуть в газетной статье. Да и не в этом задача. Главное – убедиться в том, что живёт, не умирает поэзия. Цепляет за душу, заставляет нас быть лучше. Борется за малую и большую родину. Жива поэзия, значит, будет жить и Россия. 

Леонид ТКАЧУК 

 


37225