СУБЪЕКТИВНО
КАК ВЛАСТИ ОБОГАЩАЮТ ЛЮДЕЙ И ЛЕЧАТ ЭКОНОМИКУ
Президент Путин 6 июля провел совещание с ближними лицами своей администрации и правительства. «Мы сегодня поговорим по актуальным вопросам социально-экономической повестки, обсудим дополнительные предложения по стимулированию деловой активности, улучшению инвестиционного климата, а также по продвижению крупных инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства, транспорта, связи, коммуникаций. И конечно, рассмотрим ход работы по важнейшим направлениям социально-демографической политики», – сказал президент.
Прежде всего, лидер страны отметил, что «по итогам пяти месяцев текущего года макроэкономическая ситуация в стране в целом стабильная. По ключевым параметрам наблюдаются позитивные тенденции. Так, прирост промышленного производства за январь–май составил 3,2 процента. Сельское хозяйство прибавило 2,5 процента. Вырос грузооборот транспорта на 3,1 процента. На низких уровнях находятся безработица и инфляция, фиксируется рост реальных заработных плат и доходов населения».
Следом Владимир Путин оговорился, что «не все люди это чувствуют», но «статистика именно такая, и она, надеюсь, будет сохранена»… И впрямь, до людей как-то плохо доходит тот неоспоримый статистический факт, что в стране наконец-то всё хорошо. Россияне, судя по опросу ВЦИОМ от 27 июня, просто брюзжат по привычке. Росстат отчитывается о восстановлении экономики и рекордном за 4 года скачке уровня жизни, а доля населения, оценившая свое материальное положение как «плохое» и даже «очень плохое», подскочила до 25%. Показатель на треть выше прошлогоднего стал рекордным с кризисного 2009 года. Ничего приятного не ждут люди и от будущего – здесь они тоже разошлись с прогнозами президента страны. Доля тех, кто считает, будто «дела в стране идут в правильном направлении», сократилась с 45% до 31% и стала минимальной с 2013 года. Причём пессимистов стало больше оптимистов впервые за все время исследований. И это неудивительно: социальное самочувствие населения ухудшилось по всем составляющим.
Действительно, как и сказал президент Путин, «такова статистика». Как раз перед совещанием, 2 июля, Росстат опубликовал свежие данные по промышленности, по которым видно, что кризиса в последние 1,5 года как бы и не было!
Оказывается, в прошлом году промышленность выросла не на жалкий процент, а вдвое больше! В точном соответствии с прогнозом Минэкономразвития, в подчинение которого Росстат попал в 2016 году. Объемы выпуска в обработке подпрыгнули аж в 12,5 раза: не на 0,2%, как поначалу объявил Росстат, а на 2,5%. Данные по текущей ситуации улучшились втрое: вдвое больше, чем в Евросоюзе, и на 0,3% выше, чем в США. Значит, задание президента обогнать Америку выполнено!
Однако опрос IHS Markit в середине июня резко противоречит услужливому Росстату. Ситуация ухудшилась по всему промышленному сектору, объем сократился впервые с июля 2016 года. Темпы роста замедлились практически до нуля и стали минимальными почти за 2 года.
За январь–апрель прибыль нефтегазовых корпораций взлетела вдвое. Повышение всех тарифов позволило заработать тоже больше. Но прибыль в сельском хозяйстве обвалилась на 25,1%, в обрабатывающей промышленности – на 3,6%. Вся строительная отрасль за 4 месяца заработала нищенские 0,2% общей прибыли по экономике. Доля убыточного бизнеса в целом по стране перевалила за треть – максимум за последние 4 года. Индекс деловой активности в несырьевых отраслях второй месяц подряд болтается ниже 50 баллов – это предпоследнее место в Европе. Директор аналитического департамента "Локо-Инвест" Кирилл Тремасов считает: этот сектор экономики продолжает отмирать.
С данными ВЦИОМ и IHS Markit стыкуются даже результаты июньского опроса Центробанка. Более того, опрос дополнительно выявил, что ощутимая россиянами инфляция, падением которой ЦБ гордился особо, достигла рекорда с октября 2017 года и впервые стала двузначной. Показатель в 10,6% почти впятеро выше официальной цифры Росстата. Ускорения инфляции ждут 18%, это максимум более чем за два года. Каждый россиянин переплачивал за более дорогую отечественную продукцию более чем вдвое.
По части овощей и фруктов, подорожавших на 28%, мы сами себе подсуропили. Контрсанкции остановили импорт продовольствия, поднялись цены товаров потребительской корзины, а реальные располагаемые доходы просели на 2-3%.
Почему скачут данные Росстата? Потому что ими манипулируют, говорит специалист по статистике Василий Симчера.
– Повысились цены на бензин: физические объемы в стоимостных оценках растут, а по натуре – падают, – объясняет ученый. – Корреляции между ростом производства товаров и услуг в натуре и по стоимости нет, а она должна быть.
Вообще, по словам Симчеры, все цифры Росстата искажены, потому что инвентаризации и оценки национального богатства не было с 1961 года. Россией, как и СССР, пытаются рулить вслепую. Сложный коэффициент управляемости экономикой в развитых странах равен 0,9, а у нас он в десять раз меньше! Росстат давно перешел на международные стандарты учета и статистики, но постоянно их игнорирует.
После такого монолога ученого невольно вспоминаешь афоризм английского премьера Дизраэли: «Есть ложь, наглая ложь и статистика».
Что еще удивительнее, буквально через два дня после бравурного залпа Росстата обновленную версию макропрогноза на ближайшие шесть лет опубликовал не какой-то иноагент, а сам Минэк. Перспективы – хоть плачь. Нас ждет заметное ухудшение всех макроэкономических показателей в 2019 году. Темпы роста ВВП с майских 2,1% замедлятся более чем вдвое и к середине следующего года могут упасть ниже 1%. Это уже статистическая погрешность. Но и в этой бочке дегтя припрятана ложка меда. Минэк утверждает, что повышение налогов вместе с другими мерами в майском указе президента поможет разогнать экономику до темпов, сопоставимых с мировыми.
Как одно вяжется с другими – загадка не только для меня, но и для авторитетных экспертов. Отчасти ясность вносит удивительная скорость решения поднять НДС до 20%. Дело в том, что в глазах чиновников и олигархов этот налог самый безобидный. Например, за последние 20 лет несколько раз повышали налог на добычу полезных ископаемых. Но каждый раз отраслевое лобби с такой силой атаковало Минфин, что ему годами приходилось искать компромисс. Повысить другой налог, на прибыль, – война с крупнейшими госкорпорациями, из которых правительство не в силах выбить даже повышенные дивиденды. И уж тем более разговорами заканчиваются все попытки покушения на национальное достояние – низкую и плоскую шкалу налога на «физиков». Тем более когда отдаляют выход на пенсию, а доходы если не падают, то замораживаются.
Но можно если не мытьем, то катаньем! И тут НДС идеален. Он устроен так, что размазывается по всей экономике: передаётся, словно эстафетная палочка, по переделам и отраслям, повышая цены и тарифы на всё и вся. А в конце концов бьет по населению. Россияне, дескать, все проглотят! Они просто не понимают, что выросший НДС – тот же налог на «физиков», только под другим названием. Только взимается не по месту работы, а в магазинах. Недаром уполномоченный правительства, представляя проект закона в Госдуме, с удовлетворением заявил: «У налога широкая база». Это правда – все население страны!
Судя по всему, к потяжелевшему НДС присоединится налог на импортное оборудование для производства продуктов питания в размере 3-10% в зависимости от сектора. Его предлагает Минпромторг. Но уже сейчас, без этих безрадостных добавок, доходы большей части населения опустились критически. Это заметно по кредитам.
По данным ВЦИОМ, за последние 9 лет доля семей, которые имеют хотя бы один непогашенный банковский кредит, выросла более чем вдвое: в 2008 году таких было 26%, а в 2017-м – уже 57%. Среди попавших в "кредитную кабалу" почти четверть – пенсионеры или люди, живущие на пособия: 24% сообщили, что оплачивают банковский долг за счет пенсий по старости, инвалидности или социальных выплат (например, для многодетных семей). ЦБ отмечает: сегодня среднестатистическому заемщику с доходом до 30–40 тыс. руб. не хватает в месяц около 5 тыс., чтобы откладывать эту сумму и не прибегать к заемным средствам в течение года.
По оценкам Национального рейтингового агентства, еще в январе–марте доля так называемых идеальных заемщиков, без просрочек текущих платежей, просела ниже 50%. За первые пять месяцев 2018 года задолженность банкам взлетела на четверть, достигнув 13,5 трлн рублей. Причем банки не стесняются жировать. Мне регулярно приходят СМС из Сбера: вам готов кредит на 300 тыс. руб. под 14% годовых. Между прочим, ставка вдвое больше контрольной ЦБ! Но людям приходится набирать до пяти кредитов, чтобы купить что-либо, выходящее за пределы базовых потребностей. Только в мае россияне одолжили у банков в полтора раза больше, чем в предыдущие месяцы. А по итогам прошлого года задолженность населения выросла больше чем на триллион рублей. Скорость новых займов по сравнению с 2016 годом взлетела в 10 раз, указывает заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Михаил Хромов. В ходе опроса, проведенного в марте для "Мониторинга" РАНХиГС, 36% респондентов сообщили, что денег им "хватает только на питание или не хватает даже на него".
Параллельно наращивают свою долю микрофинансовые организации (МФО), выдающие кредиты под сотни процентов. К концу мая 2018 года клиентами МФО стали 8 миллионов россиян, или 10% экономически активного населения РФ. Положительную кредитную историю, позволяющую кредитоваться в банке, имеют только 18% клиентов МФО.
Новый 3-летний бюджет радует заметным урезанием расходов по многим социальным статьям, в том числе на здравоохранение, культуру и спорт. Правда, после радикального сокращения в 2018 году начнут расти расходы на социальную политику. Однако уверен, что самые нуждающиеся этого на заметят. Дело в том, что полунищим россиянам достается только 5% всей соцпомощи. Остальные 95%, несмотря на все заклинания властей про адресную поддержку, получают люди, в ней вовсе не нуждающиеся. Это – к вопросу о цифровизации. Уже сегодня все данные у чиновников есть, и не в толстых бухгалтерских книгах, а в компьютерах. Но какой-то извилины в аппаратном мозгу вертикали не хватает.
На упомянутом совещании с ближним кругом президент Путин поставил задачу: «В целом нужно придать дополнительный стимул развитию отечественной экономики, задать долгосрочный тренд на повышение её устойчивости и рост качества жизни людей». Росстат оценивает суммарные доходы населения примерно в 50 трлн руб. в год. И коли даже по официальным данным, реальные располагаемые доходы просели на 2-3% – значит население обеднело на 1,5 трлн руб. Однако лишь один повышенный НДС, не говоря о других причинах оскудения доходов людей, торпедирует спрос – главный двигатель экономики. Ну и о каком её развитии мечтают власти?
Игорь ОГНЕВ