СЮЖЕТ О СЮЖЕТЕ

ВЫСТАВКА 

Мгновение не бывает само по себе, оно – часть потока времени, жизни, мысли, у него всегда есть «до» и «после». Заставь мгновение остановиться, и в нем непременно отыщется пара хвостиков, за которые можно вытянуть наружу и предшествующие события, и то, что случится потом. В результате складывается история или, если рассказать ее средствами искусства, – сюжетное произведение. Именно такие собраны в выставочном зале Тюменского регионального отделения Союза художников (Холодильная, 124). Целая галерея мгновений – прекрасных, радостных, горьких, печальных, счастливых, полных тайн, трепета, ожиданий, надежд и воспоминаний – на выставке «Сюжет в изобразительном искусстве».

Это слово в переводе с французского означает, в частности, предмет, тему. Следовательно, любую картину можно считать сюжетом, напоминает участница выставки, молодая художница Екатерина Быкова. Но любую на выставку не возьмут. Оказывается, рассказать в картине историю, то есть представить сюжет в общепринятом смысле, очень непросто. Особенно для юных и неопытных. Сама Екатерина уже преподает, но по-прежнему воспринимает себя как вчерашнюю студентку. И отлично помнит состояние, когда учишься рисовать, скажем, горшок и стараешься изобразить его лучше всех. Это понятно. "А когда на старших курсах доходим до многофигурных композиций, сюжетов, у нас полный ступор наступает. И я вижу сейчас по своим студентам, что они просто не знают, как рассказать историю. Иногда они даже придумывают сюжет, но не могут передать его на холсте". 

В самом деле, давние работы Олега Федорова напомнили его однокурснице Ирине Макаровой о юности, о студенческих годах. "Как мы тогда учились, общались, творчеством занимались". А еще сталкивались с трудностями и переживали личные кризисы. Кто знал тогда, что картины Федорова, созданные сразу после ухода из училища, украсят собой выставку союза, станут чуть ли не классикой "Нового искусства Тюмени"? Любопытно, что одна из них своим появлением обязана учебному заданию. Третьекурсникам задали ту самую "многофигурную композицию". Студенту Федорову было "уже лень" это задание выполнять, он понимал, что у него совсем не многофигурная композиция, но все же работу сдал и, естественно, получил за нее тройку. А через некоторое время покинул училище. "Третий курс. Тот, на который я пришел после армии, а не тот, на котором мы учились с Ирой, Олей Трофимовой и Власовым Олегом". Это Ольга Трофимова через десять лет предложила Федорову поучаствовать в знаменитом альбоме "Новое искусство Тюмени", и он отдал туда как раз эти работы, включая троечную, с условием, что в альбом возьмут и друга Олега Власова, которого уже нет на свете... 

Сегодня Ольга Трофимова – не просто живописец и график, она главный художник Тобольского театра кукол, работает по всей стране. Александр Новик, председатель Тюменского отделения Союза художников, отмечает театральность ее произведений, а заодно драматургию картин Марины Лебедевой и Олега Федорова. Театральные слова замечательно подходят для разговора о сюжетных работах. Потому что работы эти по объединяющему их признаку выходят за границы обычных жанров. Это не пейзажи, не портреты, не натюрморты. "Это какая-то драматургия, – рассуждает уже Федоров, – какой-то режиссерский замысел, немного театр. Диалог между вещами, предметами, людьми, различными элементами станковой и жанровой живописи". 

Организаторы постарались сделать выставку интересной и разнообразной во всех возможных смыслах. Собрали основные виды изобразительного искусства – живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, а именно керамику, свели вместе художников разных поколений и мэтров, таких, как Михаил Гардубей, Юрий Юдин и сам Александр Новик, и опытных членов Союза, и молодых творцов, работающих в разных направлениях и в разных техниках. Выставка наглядно показывает, что сюжет, конфликт, драматургия возможны не только в реалистических произведениях, но и в "абстрагированном" искусстве, как, например, у Алексея Чугунова. Свой сюжет живет в виртуозных карандашных рисунках Ивана Станкова, свой, яркий, эмоциональный, ироничный, с лубочным колоритом – в картинах Михаила Захарова. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 

 


37154