СОХРАНИМ ДЕМЬЯНСКИХ ХАНТОВ

МИР НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ 

​Фраза, вынесенная в заголовок, одновременно является названием этносоциального проекта, посвященного исследованию образа жизни и традиционной культуры представителей коренного малочисленного народа ханты, живущих по берегам реки Демьянки в Уватском районе. Руководитель проекта Ирина Артюхова и начальник экспедиции социолог Татьяна Манокина по возвращении из таежной глубинки поделились своими наблюдениями. 

Собственно, главным в их научном путешествии было найти ответ на вопрос: «Как сохранить традиционную культуру и образ жизни этих людей?». Их плавучая экспедиция по стойбищам Демьянских хантов продолжалась почти полмесяца. Маршрут составил более двух с половиной тысяч километров, из которых на водную часть пришлось полторы тысячи. 

Демьянские ханты проживают в Уватском районе, стойбища расположены в восточной его части. Их численность невелика – всего 102 человека. По сравнению с сородичами из ХМАО – в 45 раз меньше. Поэтому так актуален призыв сохранить столь малую территориальную группу. Эти люди являются проводниками и хранителями уникального этнического наследства хантыйского народа. Всего у них в настоящее время 12 стойбищ, и большинство работоспособного населения – штатные охотники- промысловики муниципального управления промыслово- охотничьего хозяйства «Кедровый». Семьи в основном – хантыйские, но есть и русские, эвенки, чуваши… При всей кажущейся географической близости места труднодоступные. Самое отдаленное поселение находится в семистах километрах от Увата, а ближайшее к нему стойбище – на расстоянии в триста верст. Отсюда и транспортные проблемы. Экспедиции из Тюмени тоже пришлось добираться в эту глухомань на лодках по воде – посетили восемь стойбищ. Их названия звучат весьма экзотично и красиво как хантыйская песня: Иткиега, Ясино, Усть-Урна… 

Путешественники утверждают: это совершенно другой мир, находящийся в пяти часах езды на поезде и в паре часов тряски на вертолете. Вертолета, однако, не было. Пришлось добираться до ближайшего поселения по реке на катере – целых два дня. Городских жителей поразила нереальная чистота и ароматы девственного воздуха, глубокая тишина, простор, высокие берега реки Демьянки, хвойный запах тайги. По их наблюдениям, живущие там люди по-своему счастливы. Их жизнь состоит из простых каждодневных забот, которые, правда, изнеженным цивилизацией пришельцам показались не под силу. Ведь чтобы накормить свои семьи, лесные жители идут в тайгу и там добывают себе пропитание. Ту же лосятину, к примеру. Или ягоды с грибами. Ну и традиционно ловят рыбу, применяя для этого приспособления, унаследованные от предков. А бересту часто используют как кровельный материал для сараев. В общем, родная земля, мир традиционных промыслов, образа жизни и быта. Один из местных так и сказал: «Жить, плакать и смеяться я начал на этой земле». И так считает большинство проживающих там. 

Дома у Демьянских хантов добротные, из хорошего дерева. Строят сами. В селении Бадиково участникам экспедиции показали красивый свежесрубленный дом, который построили три хрупкие женщины. Ничего удивительного – охотятся представительницы прекрасного пола также наравне с мужчинами. В промыслово-охотничьем хозяйстве «Кедровый» из пятидесяти охотников-промысловиков двадцать штатных «единиц» составляют женщины. Идут на медведя, добывают соболей. Водится бобр. Богатейшие места, богатейшая природа. Например, семья трудолюбивых охотников хантов за сезон может добыть до 200 соболей. Сезон, кстати, начинается в ноябре и заканчивается в марте. Основной заработок аборигенов – от охоты, рыболовства и собирательства. 

И еще одно удивительное открытие: там так же, как на «большой земле», выращивают огурцы в теплицах, помидоры, разбивают грядки под клубнику. Огородничество дополняет животноводство. На двух стойбищах довелось увидеть в хозяйстве несколько бурёнок, а на соседнем встретили пару овечек. И почти везде разводят кур. Делают также теплые обувки-кисы, всевозможные сумочки, туески из бересты... То есть люди очень трудолюбивые, самостоятельные, надеются только на самих себя. 

Так как же сохранить «статус-кво» Демьянских хантов? Участники экспедиции говорят, что с учетом фактора добычи нефти в тех местах необходимо гармонизировать такое соседство – дабы промышленное освоение территории не наносило ущерб традиционному образу жизни и культуре небольшой горстки представителей коренных малочисленных народов Севера. Для этого следует законодательно закрепить за этой местностью статус территории традиционного природопользования, что дало бы аборигенам право бессрочного владения землей, на которой они живут испокон века. Сегодня же, по словам тюменских социологов-исследователей, всё обстоит иначе: земля эта предоставлена ее подлинным хозяевам не в вечное пользование, а в аренду на 49 лет. И то не конкретным людям, а муниципальному унитарному предприятию промыслово-охотничьему хозяйству «Кедровый». Вот и беспокоятся Демьянские ханты, что их в любой момент могут попросить с родимой сторонки. А раз так, то какие же они хозяева земли своей – читай судьбы своей? 

P.S. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. 

Тодор ВОИНСКИЙ

 

 

 

 


37151