ИСТОРИИ СТРОКИ
На перекрестке улиц Республики/Первомайской стоит дом- дворец, построенный в 1880-х годах. Столько времени утекло, а здание по-прежнему считается одним из лучших в Тюмени. Памятник истории и архитектуры. Принадлежал каменный особняк купцам-миллионерам Колмаковым. Место здесь было бойкое: рядом располагалась Базарная площадь, считай, весь город шел за покупками. С утра и допоздна под окнами дома кипела коммерческая жизнь.
ЗНАТНЫЙ ДОМ
В 1880-х годах ялуторовские купцы Степан и Антон Колмаковы организовали в Тюмени торгово- промышленное товарищество «Братья Колмаковы». Занялись хлебной и бакалейной торговлей. Дела у них шли успешно. Продукты отменного качества собственного производства пользовались большим спросом. У коммерсантов появились отделения в Ирбите, Таре, Тобольске, Омске, Петропавловске, Ишиме. Но дом в Тюмени, вблизи Базарной площади, был главным. На втором этаже размещались управление товарищества, пароходство и роскошная квартира главы фирмы Степана Васильевича.
На первом этаже в фешенебельном магазине Колокольниковых продавались чай, кофе, другие колониальные товары. Интерьер заведения соответственный: деревянные резные столбы, шикарная лепнина, карнизы, богатая лестница. Словом, много всякой красоты было придумано.
По улице Голицынской (Первомайской) в длинном одноэтажном здании располагался бакалейный магазин Колмаковых. Высокий забор скрывал просторный двор. А там… Каменный склад для хранения товара. Симпатичный флигелек-контора, в котором «дебет с кредитом» сводил бухгалтер Даниил Пекарский. От превратностей погоды уберегал дощатый навес на деревянных столбах. На улице Царской (Республики) был поставлен деревянный склад, который соединялся с домом навесом. А еще – конюшни с сеновалом и каретником, русская баня, сад. Вот какая усадьбища!
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ
Глава фирмы Степан Васильевич, высокий и крепкий, на людях всегда появлялся в длинном черном кафтане. Был он гласным городской Думы, несколько лет подряд – членом ученого комитета отделения Общественного банка на Ишимской и Ирбитской ярмарках. При первой возможности хозяин дома уезжал из города на свою заимку на реке Ук. Там любил отдыхать в чудесном саду, посреди которого стоял миниатюрный хрустальный дворец. Во дворце росли пальмы и бананы. В 1885 году в этом райском уголке побывали американцы – журналист Кеннан и фотограф Фрост, они изумились, увидев подобное в Сибири.
Антон Васильевич в отличие от брата оставался равнодушным к красивостям. «Был очень скупой и простой в жизни. Говорили, что в Английском Банке на его счету лежит 300 тыс. руб. Он имел небольшую записную книжку и в ней вел свои бухгалтерские записи. У него были собственные пароходы, баржи, торговал хлебом и другими сельхозпродуктами. Спал, говорили, у порога на кошме. Ездил по железной дороге в 3-м классе», – писал в своих воспоминаниях Станислав Карнацевич, доктор, первый почетный гражданин г. Тюмени советского времени.
ДОСТОЙНЫЕ НАСЛЕДНИКИ
Пришло время, и дело, поставленное на широкую ногу, продолжили сыновья Степана Васильевича. Кирьяк окончил столичную сельскохозяйственную академию, сделался ученым- агрономом. Принимал посильное участие в делах фирмы, но основные хлопоты легли на младшего брата Авксентия, который стал директором-распорядителем товарищества.
В 1905 году товарищество «Братья Колмаковы» стало крупнейшим в Тюмени предприятием: его недвижимость оценивалась в 36400 рублей. Капитал складывался от крупчатого, пряничного, крендельного, мыловаренного и салотопенного производства, торговли собственными продуктами. На своих пароходах по сибирским рекам Колмаковы перевозили груз.
Авксентий Степанович, как и отец, избирался гласным городской Думы, занимался делами на пользу общества. Жил в роскошной квартире в знатном доме на углу Голицынской/Царской. Смотрелся франтом, ездил на рысаках. Его часто приглашали в реальное училище, которое он окончил, на студенческие вечера. Сбор от вечеров шёл на помощь нуждающимся студентам. Дорогой гость покупал бутылку шампанского по неимоверной цене – 100 рублей. Авксентий был благотворителем женской гимназии, помогал продовольствием бедным. За свои благодеяния 1 января 1917 года был удостоен звания «Личный почетный гражданин». Но жизнь его трагически оборвалась.
После Февральской революции «кто был никем» стал прямой угрозой коммерсантам.
3 (16) октября «Сибирская торговая газета» сообщила: «бывшая прислуга Колмаковых заявила проверочной комиссии при исполнительном комитете, что у Колмаковых много товаров спрятано в тайниках под землей. Милицией был произведен осмотр кладовых и подвалов в доме Колмаковых. Не удовлетворившись, на предмет тайников проверили сортиры, опуская в них щупы по 4–5 саженей длиной. Кайлом была разбита мостовая у дома, наткнулись на старую помойную яму, принялись за ее раскопку с энергией, достойной лучшей участи, но дошли лишь до вонючей грязи и чем глубже, тем смраднее. Но никаких закопанных вагонов с сахаром и махоркой так не нашли.
В эти дни в громадном дворе Колмаковых стояли десятки солдат с ружьями, сотни любопытствующих «парижан» (так тюменцы звали бездельников- попрошаек. – Прим. Е. Д.) и женщин толпились во дворе. Ходили самые фантастические слухи о находках, все ждали, когда начнут раздавать найденное. Нервно возбужденный народ расходился только глубокой ночью. Список найденного продовольствия – 400 пудов окороков, 145 бутылок красного вина, 3 ящика вермишели, 1 мешок кофе, 5 бочек меда, 3 бочонка соленого сливочного масла. Из списка всем ясно, что товарищество не утаило ничего такого, что могло бы вызвать повышение цен, а весь обыск – недоразумение и угодничанье толпе. Разнузданная толпа, не удовольствуясь результатами поисков, устроила самочинный обыск на квартире А.С. Колмакова и угрожала хозяину. В ночь на среду 12 апреля А.С. Колмаков явился на квартиру председателя Временного Исполнительного Комитета Н.И. Беседных и отдал себя в распоряжение Комитета. Под воинским конвоем А.С. Колмаков был препровожден на гауптвахту. Это было сделано, чтобы обезопасить г. Колмакова от толпы».
УБИЙСТВО ИЗВЕСТНОГО КОММЕРСАНТА
В последний день лета 1917 года Авксентий Колмаков был зарублен грабителями топором на крыльце своего дома. Через месяц после громкого преступления 3 (16) октября «Сибирская торговая газета» писала: «На днях в милицию явилась женщина, живущая в прислугах у бывшей содержательницы кухмистерской на Потаскуе, и заявила, что её хозяйка убила А.С. Колмакова, а она сама была сообщницей и стояла на страже, когда та была в передней Колмакова. Про порядки в доме Колмаковых убийцам рассказал колмаковский дворник- татарин. При дележке награбленных вещей между нею и хозяйкой возникла ссора. Хозяйка, здоровенная женщина, сильно её избила, тогда она решила открыть преступление. Обе женщины – и хозяйка, и прислуга – арестованы; прислуга помещена в тюремную больницу, так как все еще сильно болеет вследствие нанесённых побоев. Обвиняемая отпирается, говорит, что прислуга наговаривает на неё по злобе».
Расследование преступления проводилось, но убийц не нашли.
Год спустя в Колмаковском доме с 3 по 8 апреля 1918 года проходила первая губернская конференция Советов, которая приняла судьбоносное решение: перенести губернский центр из Тобольска в Тюмень. В бывшем купеческом доме разместился губисполком Тюменского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Наступила другая эпоха, началось строительство нового мира.
СОКРОВИЩА УСАДЬБЫ
В наши дни уцелевшие строения усадьбы стали достопримечательностями. Склад после реставрации внешне стал даже лучше, чем век назад. Это единственное в городе неокрашенное кирпичное здание, восстановленное из подлинных материалов. В нем разместились коммерческий трактир, склад №1 (ул. Республики, 42/3). В интерьере заведения можно видеть оригинальные предметы старины, которые знакомят с купеческой историей. Устроено все с душой и со вкусом.
Бывший флигель в советское время использовался под жилье. В нем были квартиры редакторов газеты «Тюменская правда». Затем располагались рентгенологический кабинет, магазин. Теперь в каменном теремке поселился Литературно-краеведческий центр (ул. Первомайская, 14), в нем есть экспозиция «Усадьба Колмаковых: память места».
Знаменитый дом (ул. Республики, 44) тоже выглядит подобающе. В советскую эпоху в нем размещались различные учреждения, магазины, автодорожный рабфак, ломбард, эвакогоспиталь № 2475, поликлиника № 3. Теперь – корпус медакадемии.
Во время реставрации дом раскрыл свои секреты. Оказалось, в стенах проложены ряды жестяных «органных» труб, по которым от печей циркулировал теплый воздух. Тепло распределялось и по полу, с этой целью были сделаны деревянные короба для подогрева. Так что пол с подогревом придуман не сегодня, как полагают многие жильцы элитных домов, а давным-давно… Чтобы пожар не распространялся по деревянному перекрытию, вокруг выступающей части каждой балки – кирпичная кладка на глиняном растворе. И огонь не побежит, и мыши в доме не заведутся.
Мастера XIX века возвели легендарный дом всего за один сезон. Стоит он с тех пор на оживленном перекрестке, взирает на поток автомобилей и спешащих прохожих…
НА СНИМКАХ: купеческие вещи; легендарный дом Колмаковых.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/