СУБЪЕКТИВНО
Ну вот и дожили! Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении выхода на пенсию мужчинам в 65, а женщинам – в 63 года.
Народ, как ни странно, воспринял историческое решение с возмущением: как выяснил опрос «Ромира», 92%, а по ФОМу 80%, высказались против. Странность эмоций прячется в том, что молодежь 18-24 лет выразила понимание идеи правительства (12%). Ну, в самом деле, кто лет до 30 думает о пенсии? Это равносильно тому, что готовиться в молодые годы к путешествию в мир иной. Другое дело – реакция людей за 35 лет и старше. Если, а точнее – когда проект превратится в закон, в чем у меня нет никаких сомнений, действовать он начнет с 2019 г., хотя и поэтапно. Вот и представьте себе настроение уже нутром чуявших, что этап заслуженного отдыха близко…
Правда, и этот статус сулит не слишком много радостей. По данным Кирилла Тремасова, директора аналитического департамента «Локо-Инвест», в реальном выражении пенсии упали от максимума 2014 г. на 6,5%. Вот и продолжает работать огромная часть (от 40 до 50% возрастных групп) пенсионеров, поскольку на щедроты государства не разбежаться. Правда, в эту приземленную причину никак не может поверить глава Минфина Силуанов, у которого зарплата была 1,7 млн руб., а теперь добавились приплаты за вице- премьерство, да еще первое.
Аргументы премьера Дмитрия Медведева приводить не стану: за годы пребывания у власти он наговорил про пенсии много противоречивого.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко: «Это очевидные вещи, это снижение пенсионной нагрузки, это рост рабочей силы, рост объемов производства… И, в общем- то, мы единственная страна, кроме Белоруссии и Украины, которая не повысила пенсионный возраст, остальные республики бывшего СССР уже давным-давно это сделали».
Министр финансов РФ и первый вице-премьер Антон Силуанов: «Возврата к обязательной накопительной пенсионной системе не будет. Нам надо развивать накопительную систему для обеспечения достойной пенсии, речь идет о добровольном индивидуальном пенсионном капитале… Мы пенсионные накопления замораживали в часть обязательных взносов на пенсионное страхование».
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин: «Дело в том, что количество работающего населения ежегодно уменьшается на 0,5–1 млн человек, а пенсионеров – растет. Поэтому всех собираемых налогов не хватает для обеспечения достойной пенсии».
Словом, главный аргумент власти – денег на пенсии нет, нужно экономить. За счет кого? А вот есть много будущих «пенсов», громко шуметь они не станут. Тем более приспел новый майский указ президента, и отсрочка выхода на пенсию принесет для его исполнения 1,5 трлн.
Президент Путин в 2011 г. по этому поводу вымолвил: «Никогда». И пока молчит. Я не исключаю, что когда принятый нардепами закон ему принесут на подпись, президент года на 2-3 смягчит рамки возраста, демонстративно одернув нехороших бояр. Чем оставит добрую память в сердцах россиян. Но сути это не изменит: Россия должна здесь следовать Европе, где пенсионный возраст давно выше нашего.
С этого аргумента и начну. Власти время от времени вдруг спохватываются и судорожно стремятся точь-в-точь походить на Европу. Но – в некоторых сферах. А в некоторых – не получается, хоть тресни, по одной простой причине: Европа стала нынешней Европой, потому что развивалась системно, не оставляя на потом какую-то сферу жизни общества или экономики.
Поэтому европейские пенсионеры и доходы имеют, не чета нашим, и здравоохранение, и продолжительность жизни. Всё это и позволяет позже выходить на пенсию. А получив заслуженный отдых, с комфортом путешествуют по миру без помощи детей. Нашим же старикам, возделывающим дачные участки, дай бог продержаться от пенсии до пенсии. Вот новая милость от власти: разрешили собирать для продажи грибы и ягоды в лесах. И на том великое спасибо!
Глава Минфина Силуанов по- обещал, что к 2024 году средняя пенсия в России вырастет до 20 тыс., а глава Минтруда Топилин – что уже в 2019 г. она дорастет до 15,4 тыс.: с точностью до десятых! Я в это не верю по двум причинам. Во-первых, потому, что экономика наша не осилит нужных высот, вследствие чего, во-вторых, в бюджете, как всегда, не окажется денег для прокорма Пенсионного фонда. Денег не хватит потому, что повышение пенсионного возраста – это административная судорога, а не полноценная реформа, о которой власти годами говорят, но как довести её до ума – не знают. За последнее десятилетие правительство инициировало около пяти реформ – ни одна не продержалась в неизменном состоянии более пары лет.
Вот и решили к 2024 году сократить число пенсионеров на 5,4 миллиона решительным росчерком пера. Экономическое обоснование проекта федерального закона сводится вот к чему: повышение пенсионного возраста «не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации».
– А если подойти к этому по существу? – спрашивает экономист Игорь Николаев. – Ведь повышение пенсионного возраста – мера в прямом смысле экономическая, когда людей на несколько лет фактически лишают заработанных пенсий. Тут средняя цена вопроса для каждого человека – полторы- две сотни тысяч рублей в год. Это не финансово-экономический вопрос? Зато федеральный бюджет экономит сотни миллиардов рублей на трансферте в Пенсионный фонд. Ах, да, это – не траты для федерального бюджета, а экономия, поэтому никакого финансово-экономического обоснования по существу не требуется.
«Плохое это решение – циничное, непрофессиональное, недальновидное», – заключает Николаев.
– Государство будет экономить по 400 млрд рублей в год, – подсчитал аналитик «Райффайзенбанка» Станислав Мурашов. – Но для экономики выгода не так очевидна: "заплатить" придется снижением реальных зарплат населения (из-за повышения конкуренции на рынке труда) и ухудшением качества жизни (люди могли бы уйти на пенсию раньше).
Более того, предупреждает эксперт, ВВП может даже похудеть, если потери населения превысят выгоды компаний.
Ну вот, что называется, цитата Мурашова в руку. Не успел её привести, как появился свежий прогноз Минэка: рост экономики в 2019 г. ожидается в 1,5 раза меньше, чем еще три месяца назад гадало правительство – тормозом сработают повышенные налоги. А реальные доходы населения будут расти в 6 раз медленнее. И с каких это щей господа Силуанов и Топилин увеличат пенсии?
Что прогноз Минэка имеет все шансы сбыться, говорят текущие итоги. Прибыль в АПК за полгода рухнула на четверть; в торговле, травмированной 10-процентным обвалом доходов населения, выросла чуть больше 2%. Половина стройкомпаний – банкроты, а бизнеса в целом – более трети, что стало рекордом за 4 года. Но Минфин со своим гениальным нефтяным маневром на коне! Правда, большой вопрос: куда этот ретивый тащит экономику? Срубая всю выручку нефтяников выше $40 при цене бочки $78, ведомство направляет эти миллиарды не в экономику, а в свой загашник. В итоге, по словам Никиты Исаева, директора Института актуальной экономики, «правительство ищет средства у народа и предприятий, увеличивая на них нагрузку. Экономика от этого только тормозится».
И уж совсем умилила меня г-жа Скворцова, глава Минздрава. По мнению чиновницы, повышение пенсионного возраста продлит профессиональную деятельность и жизнь, замедлив старение. Доля правды здесь есть, вот только касается она, в основном, людей творческих. Но какова их часть в тех 20%, которые должны бы с 2019 г. перейти в статус пенсионеров?
Грустно выглядит статистика дожития до выхода на пенсию по новому закону. По оценкам Института демографии, для мужчин 1959-1963 годов рождения вероятность этого счастья составляет 92-98%. У женщин показатели выше: для 1964-66 годов рождения – 98,9-97%. Однако, как и в случае с мужчинами, у дам возможность дожить до пенсии улетучивается с каждым годом: из всех родившихся в 1971 г. могут дождаться пенсиона лишь 93,5%.
Еще печальнее картина по регионам: в каждом четвертом пенсий не увидит большая часть мужчин. Новый пенсионный «час пик», по Росстату, близок средней продолжительности жизни мужчин в 2016 г. – 66,5 года. Но в 21 субъекте, выяснили эксперты, их основная масса до 65 лет в принципе не доживает. А еще 19 регионов эксперты отнесли к "пограничной" зоне: там средняя продолжительность жизни мужчин от 64,2 до 65,1 года.
И уж совсем нелепо утверждение госпожи министерши насчет того, что поздний выход на пенсию благотворно влияет на здоровье. Тут не знаешь, плакать или смеяться. Чиновники божатся, что на новый уровень поднимут медицину, и тогда… Но я недавно писал о том, что, во-первых, на действенные реформы в этой сфере опять же нет денег. А во- вторых, в профсообществе не стихают дискуссии: на 30% здравоохранение влияет на продолжительность жизни или меньше? Или больше? Вместо того чтобы болтать попусту, лучше сократили бы детскую смертность – она в России вдвое больше, чем в Европе. Однако – не могут… А между тем высочайшая смертность в нежном возрасте снижает и среднюю продолжительность жизни в стране.
Остальные две трети – вотчина образа жизни. Власти похваляются: резко, мол, сокращается потребление алкоголя. Но, курам на смех, сильно у них расходятся цифры. Если, по Росстату, питие на душу за 10 лет снизилось с 9,4 до 6,6 литра в год, то у госпожи Скворцовой за те же 10 лет – с 18 до 10 литров. Кто прав? А никто! Потому что власти считают легальный алкоголь. Это же не секрет, а русская традиция: всякие пакости заливать горячительным! Жить легче. У народа, и не только простого, большая «уважуха», например, к домашним самогонным аппаратам «Горилыч» Челябинского завода – выпуск растёт из года в год.
Игорь Косарев, президент Союза производителей алкогольной продукции и вице-президент холдинга «Русский стандарт», говорит, что производство нелегального крепкого алкоголя в результате роста государственной минимальной цены на водку стало настолько выгодным, что им занимаются все, кому не лень. За последние два года его доля выросла до 45% от общего объема потребления, 18% магазинов работают без ЕГАИС и нелегально.
Эксперты долю только аптечного рынка спиртосодержащих оценивают в 20% от всего рынка алкоголя. Весь рынок суррогатов тянет на 700 млн литров в год – почти столько же в 2016 году официально продано водки.
А вот и последствия. По данным Роспотребнадзора, в 2014-2016 годах зарегистрировано 147,2 тысячи случаев острых отравлений, в том числе 41,3 тысячи случаев (28%) – с летальным исходом. По данным Росстата, за 10 лет число только зарегистрированных преступлений «под мухой» выросло чуть ли не наполовину. Такое же официальное вранье про успехи борьбы с курением. Правда, 40% заявили ВЦИОМу, что не пьют, не курят, а чуть не 80% занимаются физкультурой и треть – спортом. Как это вяжется с тем, что Россия на третьем месте в мире по доле страдающих ожирением и избыточным весом, – ума не приложу.
В следующий раз посмотрим, как новации с пенсиями скажутся на рынке труда и в других сферах.
Игорь ОГНЕВ