…И ДЕЛО В ШЛЯПЕ

ЗНАКИ ИСТОРИИ 

«Дело в шляпе» – известное выражение. Сей головной убор как никакая другая деталь одежды хорошо отражает дух времени, характеры, вкусы и представления людей, а нагляднее всего – их социальное происхождение. Достаточно вспомнить хотя бы тот же телевизионный водевиль «Соломенная шляпка». Один из тюменских музеев достал из своих фондов чудесную коллекцию женских шляп конца XIX – первой половины XX веков и представил ее на обозрение почтенной публики. 

В экспозиции были исключительно городские дамские головные уборы – большие и маленькие, украшенные цветами, перьями, лентами, но обязательно отличающиеся изяществом. Столь же элегантные и весьма разно- образные фасоны платьев – с вышивкой, рюшами, воланами, плиссировкой, костюмы, всевозможные аксессуары к ним: сумочки, зонтики, перчатки… А также многочисленные фотографии прошлых лет, на которых изображены красивые привлекательные люди, щеголеватые, модные и стильные согласно требованиям своего времени. 

Столетие назад шляпки были неотъемлемым атрибутом женского городского костюма: дамы, отправляясь куда-то в свет, в театр, на бал, должны были непременно иметь их на голове, не забыв также надеть перчатки на свои изящные ручки. В издании «Дамские моды XIX века» за 1899 год приводится более-менее наглядная картина использования этой атрибутики в те времена: «Насчитывается более десяти тысяч различных форм шляп и чепчиков. Модные журналы почти перестали говорить о платьях и посвящают свои страницы исключительно описаниям шляп и их изображениям. Были шляпки из толстой шелковой материи, из итальянской соломки, из плюша, кивера из бархата, шляпы-фуражки австрийские, поярковые, чалмы моабитские, чепчики из кисеи и бархата, отделанные тюлем…». Интересно, что до петровских времен русские женщины всех сословий почти не знали ни шляп, ни беретов, ни чепцов, ни колпаков – они носили повойник, сороку, кичку, кокошник, а сверху этот убор покрывали платком или шалью. 

В Западную Сибирь сей головной убор изначально завозился из Европейской России – главным образом вологодскими, ярославскими и московскими купцами. В основном это были мужские низкосортные поярковые шляпы. Есть сведения, что в 1730 году Тюменская таможня пропустила 751 единицу означенного головного убора. Тюменские купцы ездили за шляпами и на знаменитую в то время Ирбитскую ярмарку. Некоторое их количество реализовывали в самой Тюмени, а часть отвозили на продажу в уездную глубинку. Свое производство в здешних краях появилось лишь в 1755 году, когда мануфактур-коллегия дала привилегию на устройство шляпной фабрики тюменским купцам Афанасию и Ивану Битюковым. Их заведение открылось в Красногорском остроге Исетского дистрикта (ныне – село Битюки Исетского района). На предприятии имелись мастерская и несколько отделений: шерстобитное, стиральное, красильное и отделочное. Сырье для производства использовалось местное. Шляпы продавались по тем же ценам, что в Москве и Ярославле – от 8 копеек до 20 копеек за штуку. Объемы производства были весьма скромными: в 1762 году было изготовлено 500 шляп поярковых с ворсом, 800 гладких и 2000 солдатских. 

Сами же дамские шляпки (красивые, дорогие, модные, шикарные) появились здесь много позже – в XIX веке. В Тюмени тоже любили стильно одеваться, носили шикарные наряды, в том числе и изящные головные уборы: зимние меховые шляпки, из велюра, летние, весенние... Их в конце XIX века приобретали в модных магазинах по продаже шапок и шляп, располагавшихся в основном по улице Царской (ныне – улица Республики) торговых домах Моисеевых, братьев Агафуровых, П. Воробейчиковой, М. Брюханова... Головные уборы завозились из столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, но законодателями мод были Париж и Вена – именно они соответственно располагали мощной швейной промышленностью. Интересно, что за сезон фасон шляпок мог поменяться… до 40 раз! Поэтому благодаря такому большому спросу в 1913 году в нашем городе заработало несколько специальных мастерских, где можно было сшить изделия разных видов на заказ. Одна из них принадлежала Аполлинарии Шешуковой и называлась «Венский шик». 

Со временем с развитием «шляпного дела» появились и умельцы, которые умудрялись, как нынче говорят, «впарить» доверчивым гражданам даже головные уборы для… лошадей. «Сибирская торговая газета», к примеру, сообщала: «За неделю было продано более тысячи экземпляров таких шляп». 

Историческая справка. Шляпа – мужской или женский головной убор, с полями или без них, головка может быть разной формы. Размеры и формы шляп неоднократно изменялись, часто ее называли по имени изобретателя или человека, ее носившего, «а ля Рубенс» – широкополый головной убор, распространенный в XVI веке в Западной Европе; «а ля Рембрант» – большая шляпа с перьями и полями, получили свои названия потому, что часто встречались на полотнах великих художников – Рубенса и Рембранта. «А ля Веллингтон» – двуугольная шляпа начала XIX века, названа по имени английского полководца, имела спереди и сзади выступы в виде углов. Большие треугольные шляпы из черного фетра в XVIII веке первоначально были частью военной униформы, а затем – гражданской одежды: их украшали золотым позументом или перьями. 

Женская шляпа в стиле бидермейер, часто соломенная с широкими полями, обрамляющими лицо, напоминающая чепец, была модной с 1800 по 1860 годы. Соломенные шляпы носили многие народы, в XVIII веке они стали очень модным европейским головным убором, появилась панама, канотье, флорентийская шляпа и другие. 

Современные шляпы, мужские и женские, изготовляют различных форм и конструкций и из различных материалов, но самым распространенным является фетр. Фетровым шляпам придают различный вид – они могут быть ворсовыми и гладкими, мягкими и жесткими. Кроме того, изготовляют из тканей, трикотажа, кожи, замши, соломки и т.д. Известны шляпы: канотье, болеро, «ток», «таблетка», панама. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/


37005