КУМИРЫ
С таких слов начала свое интервью с народным артистом России Сергеем Маковецким известная писательница и телеведущая Татьяна Устинова. И они были вполне искренними, поскольку любое появление Маковецкого на экране, не говоря уже о театральных подмостках, вызывает трепет в зрительских сердцах и громкое одобрение критиков.
Но все это не мешает актеру оставаться человеком, приятным во всех отношениях. В нем нет ни капли звездности, и, подобно любому гению, он прост в общении, никогда не показывает своего превосходства. В этом я убедилась и на личном опыте, встречаясь с ним во время интервью. Недавно он отметил свое 60-летие. Однако и это не стало поводом для перечисления собственных заслуг.
Сергей Маковецкий родился и вырос на Украине. Детство его прошло на Крещатике и в деревне у бабушки. Считает, что именно это сочетание сделало обычного дворового мальчика тем, кем он стал. А еще замечательная мама, которая ничего не запрещала, но всегда могла объяснить, что хорошо, а что плохо. А главное, оставалась его лучшим другом. Однажды она привела Сергея в церковь на пасхальное богослужение. И, конечно, тут же нашлись «добрые люди», настучавшие в школу. Директор грозился не принять Маковецкого в пионеры, на что мама ответила: «И слава богу». Так будущего актера миновали звуки горна, марша и пионерские лагеря, о чем он никогда не жалел.
Мама хотела, чтобы Сергей получил серьезную профессию, и настраивала на поступление в медицинский институт. И он, как примерный сын, начал готовиться. Но в жизни мальчика появился театр. Вернее, сначала хорошая литература, не обязательная для изучения в школе, а та, что доставалась по большому блату. А потом и участие в школьных спектаклях. Он понял, что может владеть вниманием аудитории – какое это счастье! А еще у него стали появляться первые поклонницы и первые цветы от них.
В общем, вместо медицинского он подает документы в театральное, и мама не отговаривает. Однако с первого раза будущего гения сцены не принимают, Сергей начинает работать в Театре русской драмы монтировщиком сцены и считает это одним из лучших уроков, которые преподнесла ему жизнь. Он мог учиться у корифеев, в том числе у Ады Роговцевой. А потом была Москва, которую он покорил. Много лет Сергей Маковецкий служит в театре им. Вахтангова, сейчас там ставят специально на него. Актер говорит, что каждый раз, разбирая роль, ищет нужные интонации, старается понять поступки своих персонажей. Пусть до него их уже играли, а авторитетные критики в своих трудах объяснили все мотивации. Но он методом проб и ошибок ведет собственный рисунок роли. Когда он начал играть Евгения Онегина в одноименном спектакле, многие сильно удивились. Во-первых, не по возрасту, Маковецкий намного старше своего героя, во-вторых, он никак не тянет на дворянина. Но эти условности исчезают, когда он выходит на сцену и произносит первые реплики. И тут же забываешь про явные нестыковки. Убедилась в этом лично во время гастролей Вахтанговского театра в Тюмени. От звездных имен пестрила афиша – Алексей Гуськов, Ирина Купченко, Людмила Максакова. Среди них и Сергей Маковецкий. Интервью проходило в привычном режиме, пока не появился он и очаровал всех присутствующих. Никакой звездности, а только желание пойти навстречу, хотя, может быть, отвечал на такие вопросы не один раз. В фойе его поджидали поклонники, и он никому не отказал в автографах и совместных фотографиях в отличие от своих коллег, моментально исчезавших в неизвестном направлении.
О том, насколько Маковецкий разноплановый актер, можно судить и по его киноролям. Одна из последних – отец Григория Мелехова в новой экранизации «Тихого Дона» Сергея Урсуляка. Настоящий казак, словно сошедший со страниц романа Шолохова. Сейчас он будет Иваном Грозным в новой ленте «Борис Годунов» (Борис – Сергей Безруков, его жена – Светлана Ходченкова). А еще он подарил свой голос несносному князю из мультфильмов о трех богатырях и называет озвучивание великолепным актерским опытом.
Юлия КОНКИНА