У КНИЖНОЙ ПОЛКИ
Как живут люди на обратной стороне Земли? Мы знаем о них лишь то, что они ходят головой вниз. Или мы ходим головой вниз по отношению к ним. Хотя побывавшие за океаном уверяют, что они шествовали там нормально. Как все. Чтобы узнать о жизни в Америке, необязательно туда ехать. Мне, к примеру, друзья дали почитать книжку эмигрантки Людмилы Гопенко «У Лукоморья» (Нью-Йорк, 2017 год), так что кое-какое представление об «антиподах» я вполне могу себе составить.
Росла ли в прохладном бору?
Пусть это всего лишь мне только приснится
И я никогда не умру.
Я сразу поверю и птице, и зверю,
И сокам древесным во мне,
И буду стремиться вернуть ту потерю,
Таящуюся в глубине…
Колдуем словами и веруем сами
В наивное то колдовство.
Узнать бы, узнать бы, что станется с нами.
Зачем? Почему? Для чего?»
Теперь мне точно известно, что никакие они не антиподы. И талантливых людей в русской Америке хватает. И живут они так же непросто, как мы. Размышляют о смысле жизни. Влюбляются. Страдают. Ненавидят. Разочаровываются. Чтут память о родных людях. Тоскуют о далёкой родине. Следят за событиями в России. Сопереживают. И, несмотря на глубокую признательность к приютившей их земле, признаются, что даже вороны для них на чужбине разговаривают на иностранном языке. Не каркают, а …лают.
С вселенской печалью борются наши антиподы так же, по-русски, я бы сказал, по- пушкински (не зря ж книга называется «У Лукоморья!):
«Но не всё же сердцу вьюжить!
Чтобы нам не занедужить –
Встанем с правильной ноги
Да затеем пироги.
И, созвав родню с друзьями,
Наколдуем праздник сами!».
И так же больно ранят наших антиподов вселенская разобщённость разделённых границами и океанами землян, наше упорное нежелание понять и принять друг друга:
«Мы все существуем в столь разных мирах,
Пусть даже пируем на тех же столах,
От тех же дождей открываем зонты,
На те же кладбища приносим цветы.
И так же, пока не поможет заря,
Бессонницей гложет нас глаз фонаря,
И так же неясно порой, почему
Вдруг радости радуга вспыхнет сквозь тьму,
И схлынет в бессилье давящая ночь…
Всё это, казалось, могло нам помочь –
Помочь нам увидеть, пока мы живём,
Себя, отражёнными в этом во всём,
Почувствовать мир как одно существо,
Где нету чужого для нас ничего,
Где все мы едины с начала времён…
Когда ж нам откроется этот закон?!».
Помимо поэтической, небесной составляющей, «У Лукоморья» обнаруживается и вполне прозаическая, земная почва, где можно обнаружить не только отпечатки Пегасовых копыт и «следы невиданных зверей». Эта почва хранит бесценную историю семьи автора – от прадедов до наших дней.
Их судьбы, словно капли, из которых и состоит огромный океан – Россия. Воины, блокадники, музыканты, металлурги – именно они, наши мамы и папы, дедушки и бабушки, – оставили нам в наследство страну. И каждый факт, каждая подробность из жизни «золотого поколения» являются уникальным свидетельством эпохи. Людмила Гопенко – талантливый летописец, умеющий ярко, легко и эмоционально оживлять биографические данные.
Отец… Черноморец, который после гибели торпедного катера вплавь, цепляясь за обломок, целую ночь добирался до берега. Выжил. Прошёл войну и довоёвывал в Маньчжурии.
Или ее учитель музыки… Ученик Шостаковича, он из-за своей немецкой фамилии в войну был сослан в Салехард, но не озлобился, передавая до смертного часа своё мастерство ученикам.
Мама… Бабушка… После этой книги ощущаешь себя членом этой семьи. Не потому ли, что у твоей мамы и бабушки жизнь складывалась так же непросто? И так же достойно прошли женщины испытания, сохранив в передрягах семейное гнездо и милых птенцов.
Дядя, который 15-летним мальчишкой тайком сбежал на фронт, приписав себе три года. Погиб в 45-м, прикрывая собою командира.
Или три ее подружки, объединённые в команде «мушкетёров». В команде со своим девизом и собственноручно сочинённым гимном, не уступающим хиту Максима Дунаевского. Где-то под Калининградом спрятаны детские клятвы в бутылке, зарытой под корнями дерева. Оказывается, и девчонки играют в эти игры.
«Нас очень много. Нас очень мало.
Четверо нас друзей.
Но все мы стоим, вместе мы стоим
Гвардии чёрной всей!»
Многое объясняет эта книга. Кроме причин, по которым люди покидают родину и становятся «антиподами».
Почему люди уезжают из своей страны? Любовь импозантного чужеземца? Расхождение в политических взглядах? Однозначного ответа на этот вопрос в книге нет. Хотя подсказки сплошь и рядом мы то и дело обнаруживаем в информационном пространстве. Скажем, на днях в Воронеже вандалы подожгли еврейское кладбище. Или грядущее увеличение пенсионного возраста. Говорят, это спасательный круг. Но из чего он сделан? Из пробки или из чугуна? Доверие у нас к автору зимнего времени небольшое. Не исключено, что вновь кое-кто проголосует ногами. Что ж, правдивую летопись страны можно создавать и «вниз головой», и «вилами на воде».
«Что написано на воде,
Никогда ничем не стереть.
Если выпало – быть беде.
Значит надо беду стерпеть.
Не входить в её чёрный круг,
Не давать себя сжечь дотла,
Ведь пульсирует мир вокруг,
Полный радости и тепла.
Миру нашему разреши
Быть таким, как дано ему,
И отдай ему часть души.
И не спрашивай, почему…»
У Лукоморья побывал Леонид ТКАЧУК