ВЫСТАВКА
Иногда в голову приходит странное. Например, что рассказ о выставке омского художника Игоря Санина можно было бы озаглавить более занятно, например, "Три козы и пять коней". Именно столько насчитал на картинах мастера тюменский архитектор Виктор Станкевский. И еще множество птиц: галок, чаек, ворон... В акварелях Санина обязательно кто-нибудь живет – человек, зверь, дом, лес, река, небо; сам воздух кажется одушевленным. Но чтобы закончить с цифрами, отмечу, что в экспозиционном зале Тюменского регионального отделения союза художников разместилось двадцать пять картин. И кто скажет, что это мало, будет неправ.
Случаются выставки и одной картины, напоминает председатель тюменского отделения Александр Новик. "Здесь нет слабых работ, нет повторов, композиционных и цветовых. Все работы очень разные и очень качественные, музейного уровня". Сначала они демонстрировались в Институте педагогики и психологии Тюменского госуниверситета, при кафедре искусств, где преподают несколько известных тюменских художников. Они не раз встречались с Саниным на выездных пленэрах и крупных выставках, видели, как он работает, и решили пригласить в гости. Кстати, осенью Игорю Александровичу исполнится восемьдесят лет.
Студенты творческого вуза – аудитория большая и благодарная, но в союзе художников сочли, что работы Санина достойны внимания самого широкого круга любителей искусства, и с согласия автора поселили выставку у себя на Холодильной, 124. "Человек он на первый взгляд скромный, – рассказывает Новик, – но весельчак, душа компании, знает много песен, прибауток, анекдотов". Жаль, на вернисаж приехать не смог.
Игорь Санин – художник потомственный. Дед его был художником, родители были художниками, причем отец учился в том же Свердловском художественном училище, которое в 1963 году с отличием окончил и сам Игорь Александрович. Потом был Московский полиграфический институт, а после него – два года в учебно-экспериментальной студии художественного проектирования Евгения Розенблюма, знаменитого советского дизайнера (если говорить современным языком).
"У него большая творческая жизнь, – продолжает Новик. – Он иллюстрировал книги, много занимался офортом, плакатом, а также оформительскими работами в художественном фонде Омского союза художников. Я видел его иллюстрации, они очень хороши. Но со временем Игорь Александрович пришел к акварели и уже на протяжении многих лет занимается только акварелью".
При этом акварель у Санина особенная, в чем-то сродни масляной живописи, и манера работы своя – вдумчивая, основательная. С натуры он, в отличие от многих других акварелистов, не пишет, он с натурой работает, серьезно и тщательно. "Бывает, художник приезжает на пленэр, хватает этюдник и сразу бежит писать. Игорь Александрович никогда так не поступал, он брал блокнот и делал зарисовки, цветные акварельные "нашлепки". Собирал материал. Находил какой-то мотив, и по поводу этого мотива у него было много разных композиционных решений". А финальный этап работы всегда происходил и проходит в мастерской. Именно там рождается готовое произведение.
Искусствовед Татьяна Сергейчук знакома с художником пятнадцать лет, хорошо знает его графические работы и с удовольствием пришла на выставку. Для нее творчество Санина отличает, прежде всего, повествовательность – в лучших традициях русской реалистической живописи. При этом героем-рассказчиком может быть и человек, и сама природа. Перед нами предстает миг жизни, у которого есть "до" и "после", и внимательный зритель может эти "до" и "после" угадать. По состоянию, запечатленному на картине, по событиям, которые перед ним разворачиваются. Взлетает стая птиц, и в тишине выставочного зала словно бы раздается шелест крыльев... Свою, непростую, историю рассказывает работа с символическим названием "Дни стали короче" – здесь осень жизни и осень года сливаются в одно. Совсем иным настроением наполнено забавное и трогательное "Свидание" козла и козочки, то есть двух из трех представленных на выставке коз.
Прежде чем приступить к работе, художник "выбирает сюжет, ищет какой-то интересный момент", развивает его, осмысливает и тщательно выстраивает композицию будущей картины. А потом делает неожиданное, превращая небольшие по размеру акварельные листы едва ли не в монументальные полотна.
Акварель привычно видеть мягкой, прозрачной, воздушной. Это в ней любят, этого от нее ждут. Но искусство водяной живописи может быть и другим – "мощным, конструктивным, фактурным", отмечает Александр Новик. Именно таким творит его Игорь Санин. Хотя при желании умеет виртуозно использовать и "традиционные" свойства акварели. Например, когда надо передать зыбкое, призрачное состояние воды и воздуха, при котором туман скрадывает форму и цвет, как в монохромной работе "Крик чайки".
Выставка продлится недолго. Но пока у тюменцев есть чудесная возможность открыть для себя творчество настоящего мастера акварели, представителя сильной и самобытной омской художественной школы и просто полюбоваться танцем воды и красок.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/