СИБИРЬ, ЛЮБОВЬ МОЯ

ПО ПОВОДУ 

Тульским издательством «Ясная Поляна» подготовлен очередной том собрания рукописных материалов по истории русской классической гитары. Главный редактор-составитель, российский композитор-гитарист, аранжировщик и исследователь Сергей Руднев в содружестве с коллегами и ценителями искусства из самых разных регионов нашей страны сумел объединить в одном печатном издании уникальную информацию, позволяющую по-новому оценить роль русских мастеров в общем ансамбле мировой гитарной музыки.

Издание уже сегодня претендует на титул «книги года», сочетая в себе элементы современного дизайна и роскошь оформления. Этот труд во многом удался благодаря талантливо выполненной работе выпускницы Тюменского колледжа искусств Ольги Спиридоновой. 

Давняя почитательница искусства классической гитары, Ольга на базе разрозненных материалов смогла воссоздать портреты выдающихся деятелей русской гитарной культуры – Моркова, Ляхова, Стаховича, Саренко, Ветрова и других, которые своим бескорыстным служением делу сохранения и приумножения национальной культуры сумели поднять престиж инструмента в тот исторический период, когда его «фонды» заметно снизились в пользу более «громогласных» инструментов – фортепиано, скрипки, духовых и т.п. Имена мастеров классической гитары, более века «спрятанные» от музыковедов, с полным правом могут занять место в галерее ныне широко известных и «раскрученных» имён отечественных музыкантов (кстати, Ольга воспитала и талантливую дочь Дарину, которая с блеском заканчивает музшколу в классе известного тюменского педагога Д. Бабушкина). 

Есть какая-то почти мистическая связь Тюмени с европейскими «гитарными» центрами. Так, более четверти гитарного репертуара (около тысячи единиц опусов) увидело свет в нашем городе благодаря усилиям тюменского предпринимателя А.М. Афромеева (1868–1920). Единственный в СССР класс гитары в Свердловской консерватории и музучилище, затем в Москве функционировал благодаря усилиям тюменских музыкантов Д.Д. Кочнева и В.В. Знаменского и их учеников. В Тюмени в 1990–2000-х гг. вышли в свет четыре полновесных энциклопедических издания словаря классической гитары. И вот сегодня на наш город «снисходит гитарная благодать». А как иначе оценить факт работы в Тюмени одного из лучших педагогов России Дениса Бабушкина, воспитавшего немало виртуозов как испанской, так и русской гитарной школы! 

За время своего почти пятидесятилетнего существования факультет художественного творчества при Тюменском колледже искусств выпустил не менее пятисот дипломированных специалистов. К сожалению, далеко не все из них в дальнейшем связали свою жизнь со служением этому «искусству для искусства». Для многих вскоре стала очевидна печальная поговорка: «сапоги дороже Шекспира, а всему корень – жратва». Кто-то «пустился торговать», и его уже не занимают высшие сферы, иные удалились в глубь России и занимаются «доением коров и воспитанием свиней» или, распаляясь западными философскими доктринами, избрали путь земного усовершенствования за пределами России. 

Ольга Спиридонова не из таких. По линии родителей своего отца она происходит из семейства крестьян Фугаевых Червишевской волости. Известно, что в этом роду были не только зажиточные земледельцы-труженики, но и православные священники, строители храмов, воины-герои. Вот и она трудится на благо процветания Родины 

Я до сих пор задаю себе вопрос: что же имел в виду Михаил Ломоносов, сказав о приращении России Сибирью? По моим наблюдениям, главное богатство – это люди нашего края, кто своим трудом и верностью выбранному пути украшает жизнь, наполняет ее высоким смыслом, учит ценить красоту, как это вот уже четверть века делает преподаватель художественной школы им. Митинского Ольга Николаевна Спиридонова. 

Михаил ЯБЛОКОВ


36878