ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКИЙ – СОРАБОТНИК БОЖИЙ

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ 

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Нередко эта истина подтверждается на практике – в частности, в журналистской работе. Автору этих строк принадлежат публикации в тюменской прессе под заголовками «Ревнители древнего благочестия», «Подвигу духа посвящается» и «Правота старообрядчества». Одну из них недавно разместила на своем официальном сайте Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ). А предстоятель митрополит Московский и всея Руси Корнилий оказал журналисту большую честь – передал в дар свою книгу, в которой собраны проповеди, статьи и выступления высшего церковного иерарха за годы его служения.

С радостью сообщаю моим читателям эту новость и привожу текст дарственной надписи: 

«Уважаемому Тодору Ивановичу Воинскому! На добрую память от автора с благодарностью за подготовку в СМИ материалов на тему истории истинных ревнителей древлего благочестия – православных старообрядцев, с пожеланием помощи Божией в осуществлении планов написания статей на духовно-исторические темы! 

С любовью о Христе, митрополит РПСЦ Корнилий. 

2018 г., град Москва». 

Прямо по центру круглой печати владыки – четкое двуперстие. Правильное перстосложение осеняющего себя крестным знамением означает, что молящийся исповедует веру в истинного Бога и истинного Человека – Исуса Христа, который своей крестной жертвой даровал нам вечную жизнь. Так написано в наставлении митрополита Корнилия о крестном знамении и поклонах во время молитвы. Компьютерный корректор попытался было автоматически дописать в имени Господа вторую букву «и» (Иисус), но исправление пришлось аннулировать, ибо оно не соответствует догматам Христовой Церкви. Нынешний электронный казус – лишь отголосок тех давних церковных нововведений. 

Кстати, изменения касались не только имени Христа. Патриарх Никон, вступив на московский патриарший престол в 1652 году, изменил древнее церковное предание, стал вводить в русскую церковь новые обряды, богослужебные тексты и иные новшества. Исправления в церковных книгах, как считали многие, искажали смысл догмата, всего древнего православного предания, воспринятого Русью со времени крещения от Византии и подлежавшего благоговейному хранению как величайшей святыни, как знака преемственности русского православия от Вселенской Церкви. Например, до того в старых книгах в Символе Веры читалось: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго», а после исправлений слово «истиннаго» было исключено. Вслед за книжными нововведениями последовали и другие: троеперстное крестное знамение вместо двуперстного, обхождение по солнцу (в знак того, что мы идем за Солнцем- Христом во время крещения, венчания и освящения храма) заменило обхождение против солнца, имя Спасителя «Исус» переделали на грецизированное «Иисус», древнерусскую божественную литургию, совершаемую на семи просфорах, стали проводить на пяти… 

Митрополит Корнилий, касаясь темы церковного раскола, отмечает в своей книге: «Сама реформа началась с отмены двуперстия, идущего с апостольских времен – сам Христос, как изображается на иконах, благословлял людей таким перстосложением. Церковная жизнь со времени принятия крещения на Руси зиждется на вере равноапостольных Владимира и Ольги, преподобного Сергия Радонежского, святителей Петра, Алексия, Ионы, Ермогена… Они были двуперстники. Вся русская церковь творила крестное знамение двуперстием. И так было семь веков, начиная от крещения Руси». 

Но во имя чего отказывались от вековых обрядов? 

«Для проведения реформы не было ни богословских, ни канонических оснований – она проводилась сугубо по политическим соображениям, – продолжает митрополит Корнилий. – К XVII веку греческая церковь потеряла право быть первоучителем. …Сами греки уже больше двухсот лет находились под турецким владычеством, а в греческой церковной практике произошло так много изменений, что было поставлено под сомнение православие греков. …Польша и Рим жаждали втянуть Москву в борьбу против султана. Это была крупная международная игра. И царь Алексей Михайлович впал в «византийскую прелесть» – он вознамерился занять Византийский престол. Реформа по унификации церковной практики по греческому образцу должна была стать идеологическим фундаментом». 

В одной из статей предстоятель РПСЦ говорит об объединяющей общенациональной идее, способной послужить сегодня возрождению былого могущества нашей державы, улучшению жизни людей: «Это православная идея устройства и совершенствования общества на трех христианских добродетелях – вере, надежде и любви, идея, которая основывается на вечных заветах, данных человеку Богом: почитай отца твоего и матерь твою, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не делай того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе». Митрополит подчеркивает, что пример заботы о процветании России оставили своим потомкам предприниматели-староверы, которые, имея немалое состояние, стремились тратить его не для личного удовольствия, а на благо ближних и украшение храмов, обретая тем вечное сокровище в Небесном Отечестве. Так что сегодняшним богатым людям неплохо бы вспомнить давний старообрядческий девиз: «Благо Отечества – наше благо!». И чтобы возродить Россию, необходимо возвращение к духовным ценностям, древним благочестивым традициям, обрядам и обычаям, сохраняемым с таро о брядч е с к о й Церковью – исторический опыт выживания приверженцев старой веры тому примером. 

Интересны рассуждения митрополита Корнилия о человеке, созданном по образу и подобию Божьему. Он – живой организм и живой дух, наделенный творческим началом, «должен быть свободным и ответственным – только тогда он будет обладать достаточной силой для порыва к творчеству, а значит, способным к саморазвитию. И тогда человек становится личностью, ответственной перед самим собой, своим народом и перед Богом». Здесь мысль высшего церковного иерарха приближается к позиции выдающегося русского религиозного философа Николая Бердяева: «Религиозную жизнь я всегда принимал не как воспитание и не как судебный процесс, а как творчество». И далее: «…Человек есть образ и подобие Божие, вершина творения, он призван к царствованию, Сын Божий стал человеком, и в Нем есть предвечная человечность». Речь идет о сотрудничестве Бога и человека, когда конечный идеал – Царство Божие – строится совместно – не только Богом, но и усилиями человека. Иными словами, творчество – цель жизни человека на земле, то, для чего Бог создал его. Бог, по Бердяеву, хочет от человека продолжения Его творения, и для этого дал ему творческую способность (Свой образ). 

К добрым делам, к сотрудничеству вновь и вновь призывает нас пастырь: «…Давайте не забывать то, о чем всегда помнили наши благочестивые предки: что «близ есть при дверех» Христос Спас, имеющий строго спросить с каждого из нас отчета о содеянном». 

Мне остается поблагодарить его высокопреосвященство за отзывчивость, внимательное и уважительное отношение к журналистскому труду, за высокую его оценку и, по сути, за приглашение к дальнейшему соработничеству на духовной ниве. Сие дорогого стоит! Книгу священнослужителя привез из столицы нынешний выпускник Московского старообрядческого духовного училища РПСЦ – наш земляк, старообрядец Николай Пачежерцев, чьи предки из Исетского района. В начале июня митрополит Корнилий вручил ему диплом, дающий возможность служения в избранной духовной сфере в качестве уставщика либо преподавателя воскресной школы в старообрядческой общине. Я признателен Н. Пачежерцеву за сотрудничество и поздравляю его с окончанием вышеназванного духовного учебного заведения. Напоминаю, что в более ранней своей ипостаси он – магистр истории, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований ТюмГУ, давно и плодотворно занимающийся исследованием истории старообрядчества. Кстати, он – герой публикации «Правота старообрядчества», принимал посильное участие в организации в Тюмени прихода РПСЦ, который благословил епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. 

НА СНИМКЕ: митрополит Корнилий и выпускник Московского старообрядческого духовного училища РПСЦ тюменец Николай Пачежерцев. 

Тодор ВОИНСКИЙ 

 

 


36874