НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ
Картины некоторых режиссеров, как хорошее вино, с годами только становятся лучше. И не теряют своей актуальности, несмотря на то что над поднятыми там темами люди размышляли несколько поколений назад. Одной из них была Кира Муратова, женщина удивительной судьбы, так не вписывавшаяся в свою эпоху, но так ей соответствовавшая.
Кира Муратова родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском городе Сороки. Её отец, инженер Юрий Александрович Коротков, был в это время секретарём сорокинского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии, здесь же жили его родители.
Мать – врач-гинеколог Наталья Ицковна (Исааковна) Короткова-Скурту еврейского происхождения, выпускница Льежского университета; как и муж – член компартии Румынии с 1928 года, в годы войны – секретарь Анны Паукер, директора базировавшегося в Уфе под эгидой Коминтерна радио «România Liberă» (Свободная Румыния), впоследствии работала в Министерстве культуры Румынии врачом бухарестского родильного дома «Polizu» и, наконец, заместителем министра здравоохранения, ею написано несколько пособий по уходу за новорождёнными.. А когда Бессарабию присоединили к СССР, вся семья жила на родине матери в Кишинёве.
Во время Великой Отечественной войны Кира с матерью была эвакуирована из города, а оставленный для организации партизанского подполья отец был захвачен румынскими войсками в ходе неудавшегося десанта на оккупированной территории и расстрелян в районе села Гура- Рошие. В это время Кира жила с матерью в Ташкенте, где та устроилась ординатором в Ташкентском медицинском институте.
Став взрослой, Кира изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В 1961 году Кира Муратова – режиссёр на Одесской киностудии. Дебютировала в 1962-м совместно со своим будущим мужем Александром Игоревичем Муратовым, поставив короткометражный фильм «У крутого яра», а затем, спустя два года, с ним же сняла уже полнометражную ленту «Наш честный хлеб». Первыми же своими самостоятельными фильмами «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) режиссёр заявила об интересе к современной нравственной проблематике и неоднозначным человеческим характерам, но они были «положены на полку» до перестройки.
После скандалов с руководством Одесской киностудии ей пришлось уехать в Ленинград и работать на «Ленфильме». Там появилась картина «Познавая белый свет» (1978). Тогда же она познакомилась с художником Евгением Голубенко, ставшим её вторым мужем и соавтором сценариев. Среди наиболее заметных её работ – «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1989), ленты, привлёкшие к себе значительное внимание критики и общества. Последняя картина была удостоена Специального приза жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм (1991 год). Казалось бы, признание пришло к ней поздно, хотя имело международный резонанс. У нее словно появилось второе дыхание, она начала много снимать, и каждая лента смотрелась как откровение. «Чеховские мотивы», «Настройщик» – исследование человеческого подсознания, попытка понять, какие тайные силы нами движут. А может, они и не такие уж тайные. Режиссура Муратовой исключительно женская, хотя, говорят, нет такого понятия. Но кто еще так заглянет к нам в душу? После премьеры картины «Вечное возвращение», Муратова заявила, что уходит из кинематографа.
В ее фильмах снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова, Алла Демидова. Сотрудничала с композиторами Олегом Каравайчуком и Валентином Сильвестровым.
Кира Муратова скончалась 6 июня 2018 года, вечером, в своей одесской квартире после тяжёлой болезни.
Юлия КОНКИНА