МАГИЯ, ТАИНСТВО, БОЖИЙ ДАР

6 ИЮНЯ – ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ 

Каждое из этих слов – лишь намек на необъяснимость проявления человеческой гениальности, сверходаренности. Утверждают, что в одной из поэм Александра Сергеевича в иносказательно-пророческом ключе зашифрована вся грядущая история России. Якобы великий поэт имел доступ к «базе данных» ноосферы и всю получаемую информацию, как мог, перевел на удобоваримый человечий язык. 

У ЛУКОМОРЬЯ… 

«У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом: пойдёт налево – песнь заводит, направо – сказку говорит…». Не строчки – формулы, понятные только посвящённым. Кто-то считает, что под «Лукоморьем» подразумевается территория нашей Западной Сибири. А иной, «разгадывая» нюанс за нюансом гениальной пушкинской шифровки, утверждает: мол, поэт имел в виду то-то и то-то. Поди проверь. Чего-чего, а таинств в стихах классика действительно хватает… 

То ли в шутку, то ли всерьез поэт утверждал, что автором его сказок был «Кот ученый» – будто он наговорил ему все эти великолепные сюжеты, ну а Пушкину оставалось лишь записать их, опубликовать, потом гонорар получать да в лучах славы купаться… 

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ 

Один из тюменских художников создал удивительное изваяние симпатичного сказочного персонажа и передал его на выставку под названием «Преданья старины глубокой», приуроченную к очередной годовщине со дня рождения «солнца русской поэзии». А созерцавшим его творение юным знатокам пушкинских сказок предлагали поучаствовать в игровой программе «Загадки ученого Кота» – с обязательной раздачей призов. Пушистый сказочник красовался вместе с Поэтом и на великолепной гравюре, которая открывала другую аналогичную экспозицию в Тюмени. Выставка представляла собой экскурс в те самые незапамятные времена, когда «Кот ученый» рассказал свои сказки творцу. Посетителей возвращали к сюжетам «про попа и работника его Балду», «про старика и рыбку», «про царя Салтана» с использованием местного краеведческого материала. 

Рубаха, кушак, лапти, домотканые портки – «прикид» персонажа из «Сказки о попе и работнике его Балде». А сказочная белочка, что «орешки всё грызёт», сидит в резном домике – искусном творении какого-то тюменского мастера XIX века. «…Тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, с ними дядька их морской…». Знакомые с детства стихи. Рядом – предметы, которые принадлежали персонажам: кольчуга, блистающая золотой чешуей в выставочной витрине, шлем, щит, сабля, кинжал… «Под святыней стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой…» – строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Иллюстрировали сюжет икона с изображением Георгия-победоносца, стол, покрытый великолепной скатертью, расшитой красочным узором, на нем металлические, деревянные и керамические предметы старинного быта: кувшин, черпачок, чарка, квасник, а также прялка, загадочно-таинственное зеркало, ядовитое яблоко с семечками внутри… О «старухе», которая начала и закончила разбитым корытом, став на мгновение столбовой дворянкой, напоминал женский костюм XVIII – начала XIX веков: на манекене были сарафан с золотым позументом, шаль великолепной шелковой ткани, кичка- шапочка (под шаль) – предмет головного убора замужних дам, а также металлические украшения и пуговицы. 

Антураж, таким образом, вводил зрителей в соответствующую среду обитания, обозначив время событий и наполнив пространство подлинными предметами материальной культуры той эпохи. В такой подаче герои Пушкина казались ближе и понятнее, а сами сказки – ярче и живее. 

…В ту пору, когда будущий российский гений был еще отроком, няня Арина Родионовна пересказывала своему любимцу незамысловатые сюжеты из народной жизни, давала понять, что люди во все времена мечтали о чудесах. Цепкая память и богатое воображение поэта облекли мечту человеческую в прекрасное русское слово. Необычайная мягкость рифмы и красота пушкинской сказки определенно живут в каждом из нас: приходят новые поколения и продолжают с упоением слушать музыкальные стихи великого поэта. 

СУДЬБА СВЯЗАЛА С СИБИРЬЮ 

«Во глубине сибирских руд…». Из века в век начальная строка известного пушкинского стихотворения напоминает всем, что наш край был местом ссылки друзей Александра Сергеевича – декабристов. Однако к Сибири имели отношение и предки самого поэта, которые еще раньше, в XVII веке, были здесь воеводами. В Тобольской губернии отбывал ссылку его дед – генерал-аншеф Абрам Ганнибал. 

Что касается современников Пушкина, волею судеб оказавшихся в Ялуторовске и Тобольске. Реликвии, связанные с именами ссыльных (а это ряд культурных ценностей, вывезенных в Санкт- Петербург и Москву), хранятся теперь в столичных запасниках. Хотя, по логике вещей, в новом музейном комплексе, открытом недавно в Тюмени, им тоже можно было бы найти достойное место… 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/


36752