РЕПЛИКА КИНОМАНА
Война Алой и Белой розы в Англии до сих пор остается одной из популярных тем для написания книг и создания фильмов. Кажется, все уже давно известно, историки сделали свои заключения. Тем не менее появляются новые и новые версии. А для кинематографистов эта тема – возможность сделать масштабные сцены сражений, ведь в битву за престол Йорки и Ланкастеры втянули всю страну.
Недавно на телеканале «Культура» показали отличный сериал «Пустая корона», в его основу легли пьесы Шекспира «Генрих VI» и «Ричард III». Примерно в это же время по одному из кабельных каналов показали сериал «Белая королева», посвященный тем же событиям. Но насколько разные в них расставлены акценты.
Если помните, Шекспир сделал короля Генриха почти святым, порой эта святость доходит до безумства. Страной правит его жена Маргарита Анжуйская. Правит жестоко, расправляясь с недовольными. И тогда голову поднимают герцоги Йоркские, тоже имеющие право на престол. Так начинается война. У Йорков четверо сыновей и дочь, будущая герцогиня Бургундская. Их мать Сесилия даже не предполагает, что ей придется оплакать своих мальчиков. Один из них – хромой и горбатый Ричард. Шекспир с настойчивым упорством описывает его уродство: и внешнее, и внутреннее. Он – корень зла, который нужно истребить. Именно Ричард повинен в большинстве смертей. В сериале его бесподобно сыграл британский актер Бенедикт Камбербетч. Тот самый, что исполнил роль Шерлока в одноименной картине. Его Ричард гораздо более демоничен, чем у других артистов. Монолог из последнего акта «Генриха VI» буквально заставляет содрогнуться, а ближе к концу, даже зная все наперед, начинаешь Ричарда в прямом смысле ненавидеть.
Соперник Ричарда Генрих Тюдор молод, красив, благороден. Он мечтает освободить Англию от тирана, а заодно положить конец вой- не, взяв в жены Елизавету Йоркскую. Такой контраст не случаен. Понять, почему Шекспир демонизирует Ричарда, вполне можно, кто бы не прятался под личиной писателя, ему покровительствовала Елизавета из рода Тюдоров, внучка того самого Генриха. Следовательно, она должна была создать определенный миф, доказывая право на престол Тюдоров. Кстати, несколько лет назад провели экспертизу останков Ричарда, и выяснилось, что он не был горбат.
Это показано в сериале «Белая королева». Там Ричард вполне привлекательный мужчина, правда, в убийствах он участвует, но наравне со своими братьями. Да и его отношения с леди Анной далеки от тех, что описаны у Шекспира. Анна и Ричард были знакомы с детства, между ними существовала взаимная привязанность, и женился он на Анне, чтобы защитить от посягательств родственников на ее огромное состояние. В сериале она вовсе не невинная овечка, постоянно враждует с женой Эдуарда IV, втайне мечтая, чтобы их дети исчезли, но ничего для этого не предпринимает.
Одна из самых противоречивых фигур здесь Генрих Тюдор. Ему с детства внушали мысль о престоле, но на пути к мечте стояло слишком много людей. Подсуетилась его мать Маргарет, взяв на себя грех детоубийства. Почему принцы, уже объявленные вне закона, должны были умереть? Ради брака Генриха с их старшей сестрой Елизаветой Йоркской, который укрепил бы его право на престол. У Шекспира Елизавета молчаливая, здесь же она весьма разговорчива, привыкла отдавать приказы. Они с Генрихом любят друг друга, и им надо сохранить трон для своих детей. А значит, другие вероятные наследники должны исчезнуть. Даже родные Елизаветы. Она очень популярна в народе и не может действовать в открытую, но именно по ее приказам убирают одного за другим вероятных претендентов.
Два разных взгляда на одну историю. Два качественных сериала. И споры о том, кто же все-таки убил маленьких принцев Йорков, продолжаются.Полосу подготовила
Юлия КОНКИНА