ГИТАРНЫЙ ЗВЕЗДОПАД

ГАСТРОЛИ 

Недавно Тюмень встречала на своих концертных площадках сразу нескольких известных в стране и за рубежом артистов, которые приехали в наш город с тем, чтобы не только оживить культурную жизнь, но и убедиться (в очередной раз), что, как говорил В. Высоцкий, «к науке тяга сильная у нас, но и к гитаре тяга есть в народе». 

Доцент одного из престижных вузов Москвы Агнессия Силютина – блестящий виртуоз, педагог и аранжировщик – возглавила жюри ежегодного гитарного конкурса «Весенний аккорд», проходившего в уютном зале ДМШ «Гармония». Было прослушано не менее ста солистов разных возрастных категорий. С особой симпатией было отмечено выступление восходящей звезды тюменской эстрады – виртуоза и красавицы Д. Селиверстовой, кстати, окончившей музшколу не только по классу гитары, но и фортепиано, фисгармонии, мандолины и 4-струнной скрипки. В настоящее время будущая артистка и фотомодель оттачивает свое мастерство, вникает в тайны гитарной «распальцовки» в классе бывшей однокурсницы А. Силютиной, ныне успешного педагога колледжа Екатерины Крекниной. 

Не осталось без внимания и выступление ансамблей гитаристов. Мало-мальски играющих на инструменте ребят собрали в монолитный коллектив успешные тюменские гитарные «предприниматели» В. Белявский и Л. Булумбаева. Детишкам так понравилось играть вместе, что они считают школу вторым домом. 

Кульминацией праздника стало выступление с более чем часовой программой председателя жюри. В концерте прозвучали собственные транскрипции Доменико Скарлатти, виртуознейшее произведение итальянского композитора-антифашиста Марио-Костыль-Новотедеско, знаменитый в Европе «Акушер- Вальс» Никиты Кошкина (кстати, педагога А. Силютиной и Е. Крекниной). В завершение слушателям была предоставлена набирающая популярность композиция чешского постмодерниста Штефана Мрака «Никто не хотел умирать». Данная вещь настолько свободна от музыкальных традиций, что оставляет далеко позади себя оригинальные попытки изобразить современный звуковой хаос усилиями группы «Звуки МУ» Петра Мамонова. Из инструмента с применением специальных щипцов-коллиматоров извлекаются звуки, напоминающие катаклизмы в природе, крики о помощи, сбои в системе пищеварения и т.п. Беря свое начало в движении «музыкальных меньшинств» 1990-х г. (типа группы «Красная плесень», «Ohlamonida» и т.д.), автор, по слухам, планирует расширить палитру средств выразительности через наполнение концертной аудитории специальными газами, усиливающими транцендентный эффект и приближающими публику к пониманию авторских замыслов, граничащих с космическими мистериями. Столь необычное окончание концерта А. Силютиной, однако, не изменило в целом восторженного впечатления от игры московской артистки-виртуоза. Великолепный заказной европейской работы инструмент, по стоимости соизмеримый с престижной «иномаркой», изящная подача звука, грациозные движения пальцев на диапазоне, продуманная фразировка – все это «высший пилотаж», до которого пока еще не может подняться большинство исполнителей не только провинциального, но и столичного уровней. 

Буквально через несколько дней тюменский культурный горизонт «озарило» выступление Айнура Бегутова – педагога Казанской консерватории, заслуженного артиста сразу двух республик, объездившего уже полмира – от США до Китая – с программой русской национальной музыки. Его триумфальные концерты позволили многим мировым величинам по-новому взглянуть на российское гитарное прошлое и настоящее. Исследователь и фантастически неутомимый труженик, А. Бегутов сумел доказать «первородство» русской гитарной школы над прочими. Выпускник Брюссельской академии музыки, он тщательно изу- чает аутентичную музыку, накапливая колоссальный творческий опыт, и блестяще подтверждает его безупречной игрой на инструментах как испанского, так и русско-польского строя. 

Восторженная страсть в игре артиста открывает самые «герметичные» двери в сердцах слушателей, в чем мы могли убедиться, глядя на радостные лица слушателей, до отказа заполнивших учебную аудиторию в одном из вспомогательных корпусов ДМШ «Этюд». Именно так, по нашему мнению, играл знаменитый гитарист-чародей Михаил Высотский, педагог по музыке М.Ю. Лермонтова, посвятившего ему бессмертные строки: «Что за звуки! Неподвижен внемлю я! Вспоминаю небо, землю, самого себя!». 

Айнур Бегутов исполнял концертную программу на роскошных инструментах тамбовского мастера-самородка Игоря Буданцева. Артист, проехавший с гастролями большинство «гитарных» стран, убежден, что по ряду признаков инструменты нашей «выделки» превосходят зарубежные аналоги, а по цене более доступны. 

Сыгранная в финале концерта композиция М. Высотского «Ах ты, матушка, голова болит» настолько потрясла слушателей, что после ее завершения еще некоторое время стояла тишина, затем зал взорвался оглушительными аплодисментами. На «бис» были исполнены две цыганские обработки С. Орехова – «Мар-дяндя» и «Соколовская полька», чем и завершилось блестящее выступление «восходящей звезды». 

По окончании концерта для всех, кто любит гитару русского строя, был дан мастер-класс, где артист с удовлетворением отметил, что «гитарная» Тюмень – это не только «дочернее» предприятие западных центров, но и самобытный русский «Таун» со своими традициями. В подтверждение этого гитарный дуэт А. Бабушкиной и Д. Махавкиной блестяще исполнил самую «раскрученную» композицию Сергея Орехова – «В красной рубашоночке». 

Михаил ЯБЛОКОВ 

 


36610