РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ
КАК СПАСТИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ
Давным-давно известно, что наши желания – это проявление наших скрытых способностей. Поэтому необходимо исследовать себя, анализировать. И если чувствуешь, что тебе нравится и ты умеешь играть на каком-либо музыкальном инструменте, надо добиваться максимального мастерства и становиться музыкантом- исполнителем. Если возможности публичного выступления не прельщают, важен процесс сочинительства, то ты мог бы стать композитором.
ПРОЦЕНТ ВДОХНОВЕНИЯ И 99 ПРОЦЕНТОВ ТРУДА
В музыкальной психологии выделяют два свойства, определяющих успешность человека в той или иной сфере музыки: темперамент и характер. Они должны рассматриваться при выборе специализации. Великие музыканты на то и великие, что отличаются упорством, позволяющим им максимально раскрыть свои таланты. При этом следует помнить, что гениальность, как сказал Томас Эдисон, состоит «из одного процента вдохновения и 99 процентов труда». Таким образом, для успешного развития задатков нужен именно труд.
Это закон – способности проявляются и уже потом развиваются. Следовательно, судить о музыкальных способностях абстрактно, не наблюдая ребенка в музыкальной среде, нельзя. Но есть и другая сторона этого понятия. Выдающиеся способности, или по-иному одаренность, почти всегда обнаруживается в раннем возрасте. Ребенок напевает раньше, чем начинает говорить, любопытен к любым звучащим предметам, быстро запоминает детские песенки и воспроизводит их на слух, а если среди игрушек найдет барабан или детское пианино, подыгрывает сам себе. Обладатель таланта готов часами сидеть и изучать любимую мелодию, в то время как простой любитель сбежит уже через десять минут. Для музыкальной одаренности большое значение имеет и музыкальная память. К. Симор придавал ей особое значение и, называя ее способностью к созданию слухового образа, связывал с долговременной памятью и работой слухового воображения.
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!
Профессионалы выделяют три способности, которые просто проверить, прежде чем записывать ребенка в гении: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Чтобы выявить их, требуется умение наблюдать. Выбрав подходящий момент, в игровой форме предложите малышу пройти несколько тестов.
Тест первый. На музыкальном инструменте проиграйте несколько высоких звуков, приговаривая «пи-пи-пи – так мышка пищит», затем выберите звуки в средней тональности: «Ля-ля-ля – лисичка бежит и песенку поет». Низкие звуки поясните так: «Топ-топ – это медведь идет». Повторите проигрывание с теми же присказками. По прошествии часа подойдите к инструменту и воспроизводите знакомые звуки, спросите малыша: «Кто это: мышка, лисичка или медведь?». Если ребенок с первого раза угадает правильный ответ, скорее всего, музыкальный слух у него есть.
Тест второй. Приготовьте пять-шесть отрывков из классических произведений. Прослушайте вместе с ребенком, каждое обозначьте словом или жестом. Повторите «эксперимент» на следующий день. Узнает ли малыш отрывки? Если «да», то восприятие и музыкальная память у него очень развиты. Продолжайте слушать и запоминать отрывки каждый день. Когда ему это надоест? Если через несколько дней – это норма, если даже через месяц он будет с удовольствием слушать мелодии – тяга к музыке налицо.
Тест третий. Слушая детскую песенку с простой мелодией, воспроизводите ритм (похлопайте ладонями по коленкам в такт песни). Пусть малыш повторяет за вами. При последующем прослушивании прервите мелодию и спросите: «А как дальше?». Ребенку четырех-пяти лет воспроизвести ритм гораздо сложнее, чем школьнику. Если малыш схватывает ритм налету – готовьтесь передать его в руки профессионалов.
ЧТОБЫ «ЗВЕЗДОЧКА» ЗАЖГЛАСЬ, ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО
1. Настаивать на своем и заставлять заниматься. Талант не терпит насилия!
2. Поощрять успехи материальными благами.
3. Перехваливать и ставить в пример другим. Формируя завышенную самооценку, родители сами отлучают ребенка от мира музыки.
4. Возлагать на малыша свои надежды и обязательства. Слова «ты должен», «ты просто обязан», «ты не можешь подвести» вносят переполох в его душу! Постоянная стимуляция юного гения подобным образом приводит его к снижению естественной, природной, идущей изнутри мотивации к творчеству.
Выявляйте способности детей, развивайте их, оберегайте талант, но не переусердствуйте в этом!
Лариса ПОДОКСЁНОВА