ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ ОРКЕСТРА

НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ 

В Тюменском колледже искусств состоялся грандиозный концерт областного оркестра русских народных инструментов им. Л.Ф. Беззубова.

Леонид Федорович приехал в наш город в 1959 г. после окончания Свердловского музучилища, заявив о намерении создать здесь оркестр из числа любителей-непрофессионалов. Будущий главный дирижер сразу же проявил необыкновенную активность и как педагог, и как менеджер, и как солист-балалаечник, исполняя на концертах со своей супругой- пианисткой Лилией Игнатьевной сложные произведения. 

Уже через год концертные площадки Тюмени стали украшать выступления коллектива, которому были под силу оркестровые партитуры Гайдна, Чайковского, Бетховена, Рахманинова. Одновременно в классе народных инструментов музыкального училища Беззубов с неменьшей энергией готовит плеяду исполнителей, наиболее яркие из которых впоследствии будут составлять прочный фундамент тюменской педагогической школы, а некоторые, скажем, Валерий Зажигин, станут профессорами московских вузов, заслуженными артистами России. Или Николай Самойлов. Один из лучших учеников Беззубова, он будет вызывать восхищение слушателей и нашего города, и столицы, с блеском исполняя легендарное «Болеро» киевского композитора Натана Шульмана. Старожилы нашего города помнят нескончаемые аплодисменты после игры «Румынской песни» и «Чардаша» В. Андреева и «Темно-вишневой шали» А. Шалова. 

Многие беззубовские оркестранты стали известными педагогами, как Лариса Михайловна Шабанова-Хоменко, ныне профессор Тюменской академии культуры и искусств. В те далекие времена юные почитатели русской и зарубежной классической музыки, по разным причинам не получившие начального музыкального образования, находили в беззубовском коллективе свою «малую церковь», одновременно изучая нотную грамоту, исполнительское искусство и музыкальную литературу в ее высших образцах. 

Нельзя сказать, что в городе полностью отсутствовали аналогичные творческие структуры. Были кружки при заводах и учреждениях. Известен даже ансамбль исполнителей на самобытных инструментах при артели с не менее самобытным названием «Тюменьрыболовгармоньподошва». Пользовались популярностью и хоровые группы при ДК, трестах типа «Специнструментмашснабсбыт» или «ОблГипроземстройпроектмеханизация» и т.п. труднопроизносимых предприятиях. Однако большинство руководителей этих объединений, что называется, «сломали зуб» на решениях всевозможных организационных задач, и лишь Леониду Федоровичу Беззубову удалось «прорваться» к вершинам исполнительского мастерства и заявить о себе с престижных концертных площадок страны и за ее пределами. Секрет, скорее всего, не только в необыкновенном его обаянии, красивой, слегка «богемной» внешности, но и в выборе репертуара, исключающего произведения так называемой «легкой музыки», пьес с ориентацией на внешний успех… И вот уже почти 60 лет наш город по праву гордится коллективом, не уступающим по уровню мастерства российским и зарубежным аналогам. 

Автор этих строк впервые встретился с Беззубовым в начале 1970-х годов, когда, по выражению некоторых почитательниц его всесторонних талантов, «бескорыстно увлечься» им было уже невозможно. Известно, что Леонид Федорович не отличался здоровьем, видимо, подорванным в полуголодном послевоенном детстве. Однако еще сохранились артистический шарм, острота и оригинальность мышления и аристократизм, не дающий бывшему маэстро снизойти до культуры народных балаганов. 

Но вернемся к концерту. На нем прозвучали классические адаптации для оркестра народных инструментов. Одно из них – итальянское «Сальторелло» Феликса Мендельсона Бартольди – было с блеском исполнено под руководством друга и соратника Л.Ф. Беззубова Вячеслава Кана, тюменского «Марадоны», чемпиона по домре, искусного дирижера, спортсмена и эрудита, человека, сделавшего для нашего города столько, что он вправе рассчитывать на титул его почетного гражданина. 

Приятным сюрпризом стало выступление гостя – вокального ансамбля «Музыкальный ТРАМПЛиН» под руководством дочери Леонида Федоровича, Галины Логачевой- Беззубовой. Блестяще исполненная программа включала в себя композицию недавно умершего в США Евсея Натановича Шапиро (песня посвящена нашему городу, для которого Шапиро много сделал и в области педагогики, и в деле укрепления хорового и симфонического искусства). «Кружок» любителей оперного и «гражданского» пения Галины Беззубовой за почти 30 лет своего существования воспитал немало лауреатов престижных международных фестивалей и турниров, в том числе М. Шепеленко – в этом концерте исполнивший задушевную композицию одного из малоизвестных панамских авторов. А солистка оркестра Н. Малаенко подарила слушателям популярную русскую песню про пимы и валенки, заставив даже «дублировать» отдельные фрагменты этой оригинальной композиции. 

Однако кульминацией праздника народной музыки стал бенефис нового вице-дирижера оркестра, главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России, Башкортостана Владимира Ивановича Лавришина, появление которого на тюменских подмостках многими знатоками нашего искусств расценивается как уникальное явление. В самом деле, с появлением в городе этой уже достаточно известной в стране и за рубежом личности у оркестра открылось «второе дыхание». Рождаются новые оригинальные концертные программы, составленные из ранее малодоступных и малоизвестных архивов, предпринимаются успешные попытки существенно расширить географию выступлений коллектива. На следующий, юбилейный год, планируется провести международный конкурс дирижеров им. Л.Ф. Беззубова. Кстати, В.И. Лавришин – еще и ученый- исследователь, автор многих печатных работ, посвященных народному творчеству. Думаем, с его приходом к дирижерскому пульту творческая биография прославленного коллектива заметно обогатится на благо процветания национальной культуры. 

Михаил ЯБЛОКОВ


36460