ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ
Вообще-то, у тружеников трасс никогда не бывает передышек: в зимнюю пору, когда заметает снегом всё и вся, приходится так выкладываться, что, мама, не горюй. Весна и осень тоже не обходятся без головной боли: распутица – само слово многого значит. Понятно, мастерство, зрелость машинистов, мастеров и прорабов проявляется летом – как проложишь автомагистраль, так она и покажет себя потом, как правило, на многие годы. Мировой опыт утверждает: дорога должна служить без капитального ремонта сорок лет.
В Главном управлении строительства – выездной день для пишущих братьев и сестер. Нас везут на официальное открытие сезона «Дороги – 2018» на федеральной трассе Р-402. Именно по ней в позапрошлом веке ехал на Сахалин Антон Чехов. Автор «Каштанки» в своих заметках плакался: «Что за убийственная дорога! Никогда в жизни не видывал такой дороги, такой ужасной, запущенной... Грязь, кочки, ямы и ремонт, ухабы». Да ещё под Абатском классик попал в ДТП: его возок лоб в лоб столк- нулся с почтовой тройкой – вся упряжь вдребезги. В наши дни, совсем недавно, настоятель Покровского храма протоиерей Александр Чурсин освятил наиболее опасные участки этой «дороги смерти».
Но, как говорится, на бога надей- ся, да сам не плошай. Пожалуй, исключительно в Тюменской области региональные дороги куда лучше федеральных. А магистрали бывшей «столицы деревень» так вовсе добротные. Корреспонденты телеканала «Россия-24», участвующие в автопробеге Москва – Омск и проехавшие в общей сложности 3,5 тыс. километров (через 13 городов), поставили Тюмени 4,77 (по пятибалльной системе). Чуть выше «четверки» УДС Казани. Остальным – Рязани, Владимиру, Нижнему Новгороду, Перми, Екатеринбургу, Челябинску, Омску, Чебоксарам, Ижевску, Кургану, Йошкар-Оле – натянули «трояки». Нормативное состояние автомобильных дорог на территории Тюменской области – федеральных, региональных, муниципальных – обеспечивает АО «ТОДЭП».
Путь до фронта работ довольно долгий, можно кое о чем подумать. В голове тут же возник афоризм классика: «В России дорога считается плохой, когда нет возможности объехать ямы». Это, скорее всего, мысль и пана, и мсье, и герра, и мистера, и сэра. Ведь магистраль Р-402 является составляющей европейских маршрутов Е22 и Е30. Первая начинается в британском Холихеде, проходит по территориям Великобритании, Нидерландов, Германии, Швеции, Латвии, России, заканчивается в Ишиме. Вторая трасса, «тридцатка», тоже проходит через Ишим, но, зародившись в Ирландии, опять-таки не минует Великобританию с Германией, дальше выходит на Польшу и Беларусь.
– Как же это мы в грязь лицом перед господами? – стыдится, чувствую, земляк.
Да что нам господа?! Кроме транзитников, «дорогой смерти» пользуются жители Абатска, Омутинки, Заводоуковска, Ялуторовска... Памятуя об этом, депутаты областной Думы давно предлагали Минтрансу с его Росавтодором на ремонт и реконструкцию магистрали Р-402 один миллиард рублей из казны области. Правда, случилось сие во времена полнокровного функционирования программы «Сотрудничество», при профицитном бюджете.
Тогда Минтранс гордо отказался от наших денег. И правильно сделал. По закону от 2007 года дороги разделены по ведомственным категориям. Перекладывание финансов из одного кармана в другой карается статьей «использование средств не по назначению». Дело может даже дойти до «уголовки» с последующим этапированием на казенные харчи.
Возможно, сей законодательный акт стал тормозом в дорожном строительстве. Может, просто с деньгами наступила напряженка. Генеральный директор Центра стратегических автодорожных исследований, доктор технических наук, профессор Валерий Андреевич Кретов говорил мне при встрече:
– В свое время, когда я был главным инженером «Тюменьавтодора», мы вводили в регионе до 400 километров дорог ежегодно. Сами проектировали и сами делали. Делали качественно, потому как для себя, а не для постороннего «дяди».
Для справки. В 2017 году весь Росавтодор ввел в эксплуатацию на территории государства 217 километров автомагистралей.
Кажется, лед тронулся. При торжественном вводе в строй действующих объектов моста через Тобол у Ялуторовска начальник отдела Росавтодора Тимур Лубаков объявил:
– Впервые в России работы ведем методом софинансирования: 75 процентов денег из кармана Минтранса, 25 процентов – из бюджета Тюменской области.
Дело было аккурат на злополучной федеральной трассе Р-402. На 60-й километр которой мы как раз и прибыли. Нас встречают тезки – Алексеи, оба «замы»: Алексей Викторович Осинцев замещает директора Тюменского филиала ФКУ «Уралуправтодор», Алексей Николаевич Павлов – генерального директора АО «ТОДЭП». Тем временем на трассе вовсю пашет мощная техника. Изношенный верхний слой удаляется фрезой, а там, если обнаружатся трещины внутреннего слоя, следующие этапы работ – разделка, очистка, просушка, заливка герметика. Далее предстоит укладка нового рабочего слоя – 3,5 см. Он состоит из ЩМА – щебёночно- мастичного асфальтобетона. Это разновидность покрытия, отличается прочностью, высокими показателями шероховатости и сцепления с колесом автомобиля. Материал изобретен в ФРГ, используется там с середины 60-х годов прошлого века. Ура! И до нас докатился намедни. Вообще-то, первыми ЩМА применили мостостроители при прокладке подъездных путей к переходу «Красный дракон» на Иртыше.
Лично мне нравилась ШПО – шероховатая поверхностная обработка. Имеется в виду технологический процесс устройства на дорожных покрытиях тонких слоев, обеспечивающих приличный коэффициент сцепления, водонепроницаемость, износостойкость и плотность покрытий. Взглянешь на ШПО – будто новую магистраль соорудили. Словом, очень дешево и сердито. Якобы два года службы выдерживает.
– Хорошо-то хорошо, но Росавтодор напрочь отказался от ШПО, – комментирует Алексей Павлов. – Этот технологический процесс зиждется на паре «щебень – связующее». Как ни крепи это звено, камушки, случается, вылетев из-под колеса впереди идущей машины, попадают в лобовое стекло задней подвижной единицы. В итоге имеем предпосылку к ДТП: всего лишь один отрицательный момент убивает массу положительных качеств.
Пока суд да дело, на трассе гремит, ревет, дымит, пылит армада всяческой техники. Под чутким, так сказать, руководством прораба Ислана Ахмаеева, процесс снятия изношенного слоя ведут машинист «фрезы» Денис Филатов, водитель Артур Гизатуллин и оператор фрезеровочного агрегата Семикуджан Лавецкий. А уж машинист асфальтоукладчика Владимир Микушин завершает процесс. Правда, последние штрихи в общей картине наводят три дорожных катка, движущихся след в след.
Алексей Николаевич, образно выражаясь, попал с корабля на бал, хотя, нет: с точностью до наоборот. Он только что вернулся с Международной научно- практической конференции, проходившей в городе Саратове под вывеской «Дорожная разметка: технологии, оборудование и машины. Опыт и проблемы применения технического регламента Таможенного союза».
Последствия мероприятия скоро ощутим в наших краях. Например, на пешеходных переходах появятся диагональные «зебры». Увидим на магистралях горизонтальную разметку не только белого, но и желтого цвета. И уж коли речь зашла о цветах, то подчеркнем: наши дорожники давно сотрудничают с компанией «СТиМ» из г. Бреста, побратима Тюмени. Компания поставляет разметочные машины, различные краски и материалы. И вообще Беларусь, пожалуй, самая передовая в дорожном плане страна в СНГ. Мы, Тюмень, много чего хорошего переняли у белорусов, затем по этому пути пошла вся страна. Беларусь, так же, как и Россия, входит в Таможенный союз. Его технические регламенты значительно круче республиканских ГОСТов.
Совсем недавно побывал на заводе «Тюменьремдормаш». В числе прочего предприятие выдает на-гора оцинкованное барьерное ограждение.
– Доводим стандарты отрасли до уровня технических регламентов Таможенного союза. Очень жесткие требования, – рассказывал главный конструктор завода Дмитрий Третьяков. – Наша продукция держит экзамен на полигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» в городе Дмитрове. Знаете же, как это исполняется: беспилотный грузовик разгоняется до скорости в 60 километров в час – и с ходу врезается в барьерное ограждение. «Железо» должно выдержать. Врезались, было, только грузовики, а по «таможенному» стандарту с углом атаки от 15 до 20 градусов разгоняются и автобусы. Различные опоры пробуем на собственном заводском полигоне. Испытания ни разу не проваливали...
В прошлом году автомагистраль реконструировали с 17-го по 28-й километр – участок протяженностью 32 километра. В этом году перед коллективом славного «ТОДЭПа» поставлена более сложная задача: в целом по специальной государственной программе, гвоздем которой являются качество и безопасность, придется отремонтировать 180 объектов, в том числе 6 – на федеральных дорогах с общей протяженностью 75,5 километра.
Всего под крылом управления «Урал» 2400 километров автодорог, в том числе 1023 км на территории Тюменской области – это упомянутая трасса Р-402, а также Р-404, Р-254 и Р-351. В тройку лидеров рейтинга российских ухабов, рытвин и канав входит участок трассы Салым-Уват. Правда, тот же «ТОДЭП» вкупе с субподрядными организациями четвертый год подряд приводит маршрут в нормативное состояние. Подразделения ОАО «Мостострой-11» изладили надежный мост через реку Демьянка.
Не забудется еще один долгострой – Восточный обход ТКАДа. Хотели завершить работы в конце прошлого года. Если деньги заведутся. Однако Росавтодор обещанных средств, набранных по пресловутой системе «Платон», так и не отстегнул. Дай бог, Тюмень окончательно закольцуют в 2019 году. Поставим свечку финансированию – требуется примерно 8 млрд рублей. Во всяком случае, «Мостострой-11» приступил к возведению путепровода через Транссиб на Войновке.
...Полно неожиданностей половодье. Помним, как на трассе Р-404 в мгновение ока образовалась промоина в 7 метров глубиной и 30-метровой длиной. Оборвалась единственная автомобильная связь между Тюменским Севером и Большой землей. Похоже, к весне подготовились: на переправе в районе села Уват с 28 апреля дежурит судно на воздушной подушке для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
– Вообще-то к дорожным работам приступили еще с 26 апреля, – продолжает Алексей Павлов. – Ну и, естественно, к паводку мы готовы. Низководный мост через реку Алабуга в деревне Большие Ярки Казанского района уже подтоплен – сей факт для нас не сюрприз, этот мост затапливается ежегодно. Беды особой нет, так как имеется нормальный объезд объекта. Знаки объезда выставлены вовремя. И вообще в каждом нашем подразделении – ДРСУ – созданы специальные бригады на чрезвычайный случай. Создан резервный запас песка, щебня, различных дорожных знаков, указывающих направление и ограничивающих скорость движения.
...Однажды великого художника Винсента Ван Гога, создавшего шедевр под вывеской «Едоки картофеля», вдруг озарила философская мысль, и он изрек: «Нормальность – это асфальтированная дорога, но цветы на ней не растут». Конечно, в подтексте гений имел в виду людей – ну, дорожников. В начале горячего сезона хочу продолжить цитату. У меня очень много знакомых – машинистов асфальтоукладочных агрегатов, скреперов, бульдозеров, виброкатков, экскаваторов, бульдозеров, линейных мастеров и прорабов. Пусть вас всегда дома ждет милая жена с букетом, красивые дети – цветы жизни. И вообще всего доброго!
НА СНИМКАХ: изношенный слой – долой!; звено дорожников: машинист «фрезы» Денис Фидатов, прораб Ислан Ахмаеев, водитель Артур Гизатуллин и оператор Семикуджан Лавецкий.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/