МИР НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
С 29 марта по 15 мая в Тюменской области проходят Дни чувашской культуры. В прошлые века представители этноса входили территориально в состав великой Волжской Булгарии…
В программе нынешнего фестиваля – книжные выставки, выставки-дегустации блюд чувашской национальной кухни, мастер-классы по вокалу, хореографии и изготовлению традиционного костюма, концертные программы, экскурсии, показы фильмов, снятых областной ассоциацией чувашей «Таван».
Один из участников этих дней кандидат искусствоведения, историк и культуролог Дмитрий Мадуров из Чебоксар презентовал в Тюмени свою книгу «История государства Серебряная Булгария 9-13 века. Образование государства, география, важные вехи истории».
Основная же часть торжеств посвящена 170-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева, писателя, переводчика, фольклориста, просветителя, педагога, организатора народных школ, создателя чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей. Работает книжная выставка, посвященная выдающемуся деятелю национальной культуры поволжского народа, в программе также круглый стол «Иван Яковлевич Яковлев – выдающийся просветитель малых народов Поволжско-Приуральского региона Российской империи». Основные жизненные вехи И. Яковлева и главные его достижения – предмет гордости его единоплеменников. Его духовный подвиг и через полтора столетия поражает своим масштабом и значимостью.
Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне – Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахома Кириллова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.
В возрасте восьми лет, в 1856 году, по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в село Старые Бурундуки Буинского уезда. В этой деревне мальчик жил в русской крестьянской семье Мушкеевых, о которой Иван Яковлевич сохранил самые теплые воспоминания. По окончании училища, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1-го класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.
Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И. Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х годов XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путём его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.
В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в 5-й класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, Яковлев начинает учить чувашских мальчиков, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, постепенно расширяется. В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и материальную поддержку.
В университете Яковлев знакомится с известным учёным- ориенталистом профессором Н.И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.
В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев – ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…».
Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял админис тративное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.
За полвека своей деятельности Яковлев написал около двух тысяч писем. Основная их тема – просвещение и национальный подъём родного народа, приобщение его к русской культуре. За это время яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения. «Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т. п.», – с гордостью писал И. Яковлев.
И. Яковлев считал сделанное им – и для русского, и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего этноса интересам других, выступал поборником межнациональной дружбы. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью- Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, – писал И. Яковлев, – было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и отдельные книги Ветхого Завета), создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским, ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».
Дни чувашской культуры традиционно насыщены встречами в местах компактного проживания представителей этноса на юге области.
НА СНИМКАХ: Иван Яковлев, выдающийся чувашский просветитель; тюменские чуваши.
Тодор ВОИНСКИЙ /снимки из Интернета/