ПИСЬМА ИЗ СИБИРИ

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Если ещё несколько лет назад мы получали письма по почте, то сейчас уже не представляем себе жизнь без электронных посланий или sms. В ответ мигом получаем «привет». Чудеса технического прогресса. 

В XVI веке письмо из Тюмени в Москву шло несколько месяцев. Целую вечность! 

В сказке Александра Пушкина о царе Салтане есть такие строки: 

И царица над ребёнком, 

Как орлица над орлёнком. 

Шлёт с письмом она гонца 

Чтоб обрадовать отца. 

Гонцы-скороходы, которые доставляли указы царя и грамоты, были не только в сказках. Особые гонцы передавали правительственные приказания в города и войска. Эти люди были настоящие спортсмены, могли пробежать огромные расстояния. 

А потом в некоторых городах и деревнях стали держать ямщиков, которые занимались доставкой почты. 

ЯМСКАЯ СЛОБОДА 

Из Сибири не так-то просто было добраться. До 1598 года дорога шла только по воде. От Тюмени по рекам до города Соликамска. А там уж по сухопутному пути на лошадках мчались, только колокольчики «динь-динь». Зимой реки сковывал лёд, ехали на санях. Весной, когда солнышко пригревало, ждали, пока река вскроется… Дорога долгая и утомительная. 

В 1598 году посадский человек Артемий Бабинов отыскал и предложил более короткую почтовую дорогу от Соликамска на Верхотурье и Тюмень. Под его руководством дорогу построили быстро, назвали её Бабиновской. Артемия за хорошую службу освободили от пошлин. 

В 1600 году вышел царский указ об устройстве ямов в Сибири для обслуживания ими трактовых дорог. Ям – это почтовая станция, а работники на ней – ямщики. 

Началось переселение ямщиков из России в Верхотурье, Пелым, Туринск, Тобольск и Тюмень. Царь Борис Годунов распорядился «призвать в Верхотурье татарского царька Епанчу и лучших людей его племени» на важные переговоры. 

Воевода вышел в цветном платье в сопровождении почётной стражи. Под ноги Епанче постелили богатый ковёр, жалованный самим царём. Сказал воевода ласково, чтобы его люди помогли русским устроить ям. Так появился город Туринск – опорный пункт гоньбы за Уралом. В Тюмени своих ямщиков не было, их обязанности исполняли юртовские татары. 

В 1601 году царь Борис Годунов велел указом своим устроить в Тюмени ямскую гоньбу – государственную ямщицкую службу. Прислали в Сибирь из Европы 50 ямщиков. В 1605 году поселились они за Тюменкой, место это стали называть Ямской слободой. 

Каждому работнику выдавали жалование – по 15 рублей. Выделили пашни и семена для посева. Кормить лошадок нужно было хорошо, чтобы они быстро с грамотками и с другим грузом бежали. 

Нелёгкая у ямщиков была работа. В любую погоду: хоть мороз лютый, хоть ненастье – в любое время суток везли они грузы. Дороги скверные. Весной, осенью грязь непролазная. Ни проехать ни пройти… Гибли лошади. От такой государевой службы ямщики сбегали из слободы, но их разыскивали и возвращали на место. 

Власти тогда обратились к отличным наездникам – татарам. И те вконец обнищали, занимаясь этой тяжёлой службой. Как быть- то? Отвели ямщикам пахотные земли и луга, повысили жалование, от налогов освободили. Потихоньку стали налаживаться дела. 

СУРГУЧОВЫЕ ПЕЧАТИ 

До середины XVII века считалось, что если царскую грамоту из Москвы до Верхотурья везут два месяца, так это хорошо. Неспешно шла жизнь. 

В Сибирь официальную корреспонденцию доставляли бесплатно. За это ямщикам платили из казны. На письмах ставились штемпели – красные сургучовые печати. По кругу на штемпеле можно было прочесть: «Печать Царства Сибирского города Тобольска». «Печать Государева земли Сибирская Тюменского города». В середине оттиска помещался герб города. Свою печать Тюмень получила в 1692 году. 

Письма называли «грамотами». Грамотка из Тюмени до Тобольска обходилась в 6 алтын, до Березова, Сургута, Томска – в 10 алтын. (1 алтын – монета номиналом в 3 копейки). 

Много было купеческих грамоток. В Сибири впервые в истории отечественной почты правительство гарантировало тайну переписки. 

В 1724 году в Сибири была учреждена регулярная почта, которая отправлялась один раз в месяц. Сибирские ямщики обзавелись специальными сумами с орлом. С письмами им надлежало обращаться аккуратно, не медлить в пути, быстро доставлять по адресу. 

Слово «почта» в переводе с латинского означает «станция с переменными лошадьми». Такая станция была в районе нынешней улицы Коммунистической. 

Кроме ямской гоньбы ямщики обязаны были нести ночной караул на улицах Тюмени. Эта нагрузка была непосильной. 

В государственном архиве Тюменской области можно прочесть любопытные документы той поры. Например, в воеводскую канцелярию ямщики писали: «С прошлых лет истари гоняем мы … ямскую и почтовую гоньбу в Тюмени в разные пути без остановки и в подводные отписки отъезжаем мы и дети наши и племянники а по отъезду в домах наших для многой гоньбы мужеска полу душь кроме малолетних никого не остаетца». 

Но от этой повинности ямщиков не освобождали, и приходилось их жёнам идти в ночной караул. Так дело не годится. Ямщиков всё же освободили от такой тягости. 

Долгое время в почтовой службе чинились всякого рода беспорядки. Воеводы, вице-губернаторы, используя власть на местах, помимо царских подорожных выписывали свои бумаги и посылали в дальние поездки людей, оформляя их как солдат и «разсыльщиков». По принуждению ямщикам приходилось возить им на своих лошадях сено, дрова и всё, что требовалось. А тех, кто пытался найти управу на этих господ высокомерных и жаловаться, сковывали, а «иных и батожьем били». 

Улучшения дел по почтовой части начались при Екатерине Великой, со времени вступления в управление почтой графа Безбородко (1781 год). Почтовый департамент был поставлен под ведение сената. 

В 1791 году почтовую повинность по указу сената заменили денежным сбором. 

В этом же году в Тобольске открыли контору, которая осуществляла регулярную почтовую связь Тобольска с центром и экспедициями, осваивавшими север и восток огромной России. 

ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ 

Обитатели Ямской слободы помогали кормиться мастеровым людям Тюмени и Тюменского уезда. Ремесленники отдавали свой товар, чтоб доставлен он был по указанному адресу. А как везти товар? Нужны хорошие повозки, сани, телеги, сундуки… 

Это всё изготовляли местные мастера. В начале XX века в деревне Кулаковой в год делали 1600 телег. Из Каменки поставлялись знаменитые ковры. 

Ямщик ехал на тройке лошадей. Колокольчик был непременным атрибутом тройки. 

Сразу вспоминаются стихи Петра Вяземского «Дорожная дума». 

Колокольчик однозвучный, 

Крик протяжный ямщика, 

Зимней степи сумрак скучный, 

Саван неба, облака! 

И приходит дорожная дума: когда же в Тюмени стали отливать колокольчики? Пока нет точного ответа. Известно, что в 1700 году мастера Колокольниковы занимались литьём церковных колоколов. Поддужные колокольчики XVII и XVIII веков не имеют на себе надписей, поэтому не определить, чьих это рук дело, где и когда они сделаны. 

Родоначальником подписных колокольчиков является Валдай. Но и Тюмень не уступает Валдаю. В первой половине XIX века в городе на Туре целые династии мастеров были заняты производством поддужных колокольчиков. Это Гилёвы, Шапошниковы, Плехановы, Серебренниковы. 

Историк Ипполит Завалишин отмечал: «Что Валдай для России, то Тюмень для Сибири – мать всех колокольцев. Здесь на каждую почтовую дугу привязывают по два колокольца, всегда подобранных в тон, и поют они согласно свою неумолчную песню». Только в Тюмени для всей огромной Сибири выпускались колокольчики. Это был доходный промысел. Спад его наметился лишь во второй половине XIX века с появлением пароходства и железной дороги. Эти мощные конкуренты впоследствии вытеснили выпуск тюменских колокольчиков и самих ямщиков. 

Но история ямщиков – это яркий штрих из прошлого сибирского города. Поселение этих служивых людей – Ямская слобода – считается первой в Сибири. Сейчас там улица Ямская. 

ГДЕ ПОЧТАЛЬОН С МЕДАЛЬЮ? 

…Весной 1890 года Антон Павлович Чехов, направляясь на остров Сахалин, посетил Тюмень. Заметки классика очень интересны: «…Судя по рассказам, больше всех страдает почта. Если бы нашёлся добрый человек, который взял бы на себя труд проследить движение сибирской почты и записать свои впечатления, то получилась бы повесть, которая могла бы вызвать у читателя слезы». «…Сибирские почтальоны – мученики. Это герои, которых упорно не хочет признать Отечество. Они много работают, воюют с природой (грязью, распутицей)… Знаете ли, сколько они получают жалованья, и видели ли вы в своей жизни хоть одного почтальона с медалью?..». 

Но особенно приятно прочесть, как Антон Павлович отзывался о ямщиках: «От Тюмени до Томска ни почтовые, ни вольные ямщики не помнят, чтобы у проезжего украли что-нибудь… Мне кажется, потеряй я свои деньги на станции или в повозке, нашедший их вольный ямщик непременно возвратил бы их мне… Нравы здесь в этом отношении чудесные, традиции добрые… А встречные бродяги, которыми меня так пугали, когда я ехал сюда, здесь они не страшны для проезжего, как зайцы и утки…». 

На том заканчиваю «грамотку» с пожеланием всем читателям газеты добра и благоденствия. 

НА СНИМКЕ: памятник почтальону. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


36386