ГУБЕРНАТОРСКИЕ ЧТЕНИЯ
Просветительский проект «Губернаторские чтения», возникший в 2010 году по инициативе губернатора Тюменской области Владимира Якушева, пользуется у общественности неизменной популярностью. На его площадке в областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева выступают известные ученые, философы, политики, экономисты, социологи, крупнейшие российские и международные эксперты. Для местной элиты – это прекрасная возможность обсудить острые проблемы современности.
На сей раз главным докладчиком стал директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики профессор Владимир Гимпельсон. Человек энциклопедических знаний, эксперт с именем в своей области, он предложил аудитории панорамный взгляд на проблематику, связанную с человеческим капиталом в России.
«Тема человеческого капитала давно находится в фокусе нашего внимания. И не только на «Губернаторских чтениях». Уже не первый год она является одним из приоритетов всей политики тюменского развития. Однако нашим отдельным начинаниям еще только предстоит сложиться в целостную систему и обеспечить тем самым мощный синергетический эффект. Само производство человеческого капитала мы более или менее освоили. Но, как и всякий капитал, он должен находиться в постоянном обороте и приращении, должен приносить, если хотите, проценты», – отметил губернатор Владимир Якушев, открывая чтения.
Человеческий капитал – запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека. Они могут использоваться в производственных или потребительских целях. А под инвестициями в человеческий капитал (в узком смысле) понимаются затраты на образование и производственную подготовку, так как именно они представляют собой специализированный вид деятельности по формированию знаний, навыков и умений.
Профессор из Москвы рассказал, как во времени меняется качественная и количественная характеристика человеческого капитала. Обсудил проблемы соответствия между полученным и требуемым образованием, между специальностью «по диплому» и фактическим занятием, эффективности инвестиций в различные виды человеческого капитала.
Россия занимает лидирующие позиции по производству и накоплению человеческого капитала, авторитетно заявил докладчик. Но этот капитал зачастую используется неэффективно и потому быстро обесценивается. Высшее образование в нашей стране стало своего рода социальной нормой. В структуре занятого населения России доля людей с высшим образованием выросла за последние 15 лет с 23 до 35 процентов. По этому показателю мы в числе мировых лидеров. Но четверть выпускников не может найти работу, а огромная часть трудится не по специальности, зарабатывая 15, в лучшем случае, 30 тыс рублей в месяц. Самыми распространенными профессиями у нас остаются продавец и водитель. И это большая проблема. Растет число россиян со средним специальным образованием. Доля тех, кто имеет только начальное образование или не имеет никакого, «постоянно снижается и стремится к нулю. Таких работников практически нет».
Но вот незадача – профессии, которые не требуют образования, «никуда не деваются, не исчезают. И не надо тешить себя иллюзиями, что придут роботы и все за нас сделают. Кто же станет выполнять неквалифицированную работу?» – задал Гимпельсон отнюдь не риторический вопрос.
Лектор напомнил: человеческий капитал связан с экономическим ростом, который определяется производительностью труда. А умение производить товары, услуги, идеи – функция человеческого капитала. «Однако влияние человеческого капитала не предопределено. Мало быть умным. Надо, чтобы знания и умения были востребованы. Только тогда человеческий капитал приносит отдачу».
Знания и умения, полученные в процессе обучения, должны применяться на практике. Кроме того, их запас должен расширяться и обогащаться. Гимпельсон провел аналогию с автомобилем. Если не следить за его состоянием, не проводить диагностику, не обновлять детали, он рано или поздно потеряет свою рыночную стоимость. Так и человеческий капитал обладает способностью «изнашиваться», устаревать.
«Человеческий капитал не сводится к образованию, профессиональной подготовке, здоровью и т. д. – подключился к дискуссии Владимир Якушев. – Мы ведь знаем притчу о талантах? Таланты, капитал были у всех. Вопрос состоял в том, как ими распорядиться. Если мы зароем наши таланты в землю, то все усилия, приложенные к их производству, пропадут впустую», – напомнил поучительный евангельский сюжет губернатор.
Страны с богатым человеческим капиталом имеют высокий ВВП на душу населения. В России человеческого капитала много, а отдача экономике мала – указал на парадокс московский гость.
Наша система высшего образования (и не только!) готовит много специалистов. Тем не менее работодатели жалуются на дефицит квалифицированных работников. Причин здесь две, по мнению Гимпельсона. Первая – отсутствие специфических навыков. «В настоящее время наблюдается любопытная тенденция: более 20% молодых людей имеют стаж работы на одном месте менее года. Они мобильны – и это хорошо. Но кочуя от одной компании к другой в поисках высокой зарплаты, не успевают накопить специфический капитал. У работодателей, понятно, нет стимула инвестировать в их профессиональную подготовку. Общий объем вложений в эту компоненту человеческого капитала, таким образом, оказывается ниже, чем он должен быть».
Вторая причина – дефицит некогнитивных качеств. Кроме профессиональных компетенций, важны социальные характеристики специалиста: умение работать в команде, готовность помочь коллегам, быть организованным, коммуникабельным, ответственным, заточенным на успех и т.п. Их отсутствие обесценивает профессиональные навыки.
Владимир Ефимович убеждён, что накопление человеческого капитала начинается в раннем детстве. Самую большую отдачу дают вложения в развитие детей. Учите их не просто чтению, а работе со сложным текстом, навыкам счета, умению решать технологические проблемы и, как сейчас говорят, коммунифицировать.
Главная идея нынешних реформаторов в области образования: вузы должны превратиться в центры инноваций. Но с кем развивать инновационную деятельность, если на низком уровне находится школьное образование? В ряде региональных вузов учатся студенты, чей средний балл по ЕГЭ едва дотягивает до тройки. Вместе с тем международный тест pisa, оценивающий образовательные достижения 15-летних подростков разных стран мира (грамотность чтения, математическая, естественнонаучная, компьютерная грамотность), выявил у российских школьников очень хорошие показатели. Но чудо-детей мало. Каждый четвертый наш ученик не усваивает школьную программу. И, главное: разрыв между лучшими и худшими в Корее, Японии, Сингапуре, Финляндии и Нидерландах, в отличие от России, минимальная. Вывод лежит на поверхности: нужно больше вкладывать в образование. Расходы на эти цели составляют у нас 3,6% от ВВП. Сравните: в США этот показатель равен 6%, во Франции – 5,5%, в среднем по ЕЭС – 5%.
Стало подниматься с колен среднее профессиональное образование (СПО). 42% девятиклассников, по данным Минобрнауки, в прошлом году поступили в колледжи. Но какую подготовку они там получат? А между тем СПО – составная часть непрерывного образования взрослых. У России и здесь один из самых низких показателей – 17 против 40% по ЕС, отмечает Гимпельсон.
Накопление человеческого капитала носит динамический характер. Показателем продуктивности работы является зарплата. Она должна расти, если увеличивается индивидуальный капитал. Так происходит в развитых экономиках. В странах Евросоюза зарплата начинает увеличиваться с 26 лет и растет вплоть до выхода на пенсию. В России пик роста – ранний, но в 35 лет почти прекращается. Учитывают ли этот факт реформаторы пенсионной системы?
Из индивидуального и корпоративного человеческого капитала складывается капитал национальный, определяющий конкурентное преимущество страны на мировом рынке. Если он высокий, качественный, тогда государству не страшны никакие санкции.
Человеческий капитал определяется многими факторами, в том числе демографией. Кто придет на рынок труда? В каком возрасте? «По прогнозным данным, в 2030 году по численности занятых в экономике мы скатимся к уровню 2002 года. Уменьшение составит 8%. Если же посмотреть на возрастной профиль, то на 25% произойдет сокращение занятости в возрасте до 39 лет», – поверг в шок собравшихся уважаемый лектор.
Еще одна проблема, свойственная не только российскому, но и мировому рынку труда, – поляризация рабочих мест.
«Продолжает расти охват молодежи высшим образованием. По демографическим прогнозам, в будущем число молодых людей на рынке труда уменьшится. Но все они будут иметь вузовские дипломы. А что делать с низкопроизводительными рабочими местами. Их меньше не станет. В то же время сократится количество мест, на которых выполняется рутинная работа. Их вытеснят компьютеры. Зато нам понадобится больше высококлассных специалистов для выполнения сложной, творческой работы. И нам нужно будет больше людей с низкой квалификацией для выполнения простой работы. Это и есть поляризация рабочих мест», – заключил лектор.
Подводя итоги «Губернаторских чтений», Владимир Якушев напомнил об инвестициях, которые делает в человеческий капитал Тюменская область. Это и хорошее образование, и сильное здравоохранение, и создание комфортной городской среды, и бьющая ключом культурная жизнь. Он также позволил себе назидательный спич о необходимости работать над собой, чтобы в будущем добиться успеха».
«Люди, которые сами себя развивают, сами себя формируют – эти люди и достигают результатов: получают хорошую работу, высокую зарплату. Надо постоянно задавать себе вопросы: чего я в этой жизни достиг? Что я до 30 лет делал, чем занимался в садике, в школе, в высшем учебном заведении, в профессионально- техническом училище… Когда у меня были возможности, почему я этого не делал? Я, например, до сих пор задаю себе вопрос, что мне мешало выучить английский язык? Ничего не мешало!».
Человеческий капитал – это специфическая форма капитала. Она требует для своего формирования затрат самого человека (здесь губернатор прав), его семьи, работодателя, но главное – общества и государства в целом.
НА СНИМКЕ: профессор Владимир Гимпельсон.
Ольга РАДУТНАЯ