ИСТОРИИ СТРОКИ
Когда в оборот поступают новые денежные купюры, мы с интересом и вниманием рассматриваем их. Ну, а нумизматы уж не упустят момент пополнить свою коллекцию новинкой.
Особо привлекают юбилейные и памятные монеты. Они рассказывают о важнейших событиях страны, людях, которыми гордится Россия.
В эпоху правления Екатерины Великой в Сибири в хождении были свои собственные монеты. Сибирь входила в состав Российской империи. А зачем понадобились эти деньги? Давайте заглянем в то давнее время.
ЦАРСТВО СИБИРСКОЕ
Делали сибирские монеты из меди, которую добывали на Колыванском руднике. Этот рудник принадлежал знаменитым заводчикам братьям Демидовым.
Для выпуска денег специально был построен завод на реке Нижний Сузун. И пошло дело ладом: чеканили монеты шести номиналов (полушка, деньга, копейка, 2, 5 и 10 копеек). Вместо двуглавого орла Российской империи на монетах изображали неполный герб Царства Сибирского. Два соболя держат щит с обозначением номинала и даты выпуска.
На реверсе (так называется оборотная часть монеты) стоит вензель императрицы Екатерины II, рядышком буквы «К» и «М», они расшифровываются – «колыванская медь».
Императрице подали доклад, что на Колыванских заводах скопился большой запас меди, которая осталась после выплавки из медной руды серебра. Чем возить сырьё на Санкт-Петербургский и Екатеринбургский монетные заводы, лучше делать из этих «отходов» деньги. Кстати, монеты везли в телегах, а дороги были худые. Одни мытарства с этой доставкой!
Императрица своим указом переименовала Сибирскую губернию в Царство Сибирское и наделила правами чеканить собственные деньги. С 1764-го по 1782-й год, пока существовало это Царство, были в хождении местные монеты.
В 1764 году в Тюмень прибыли денежные мастера, которые следовали из Екатеринбурга в Колывано-Воскресенские заводы. С собой они везли «разные инструменты и прочие материалы на подводах во многом числе». Сибирский губернатор Чичерин распорядился задержать мастеров в Тюмени. Ничем эти люди не провинились. Дело в том, что до Тобольска сухим путём тягостно будет добираться обозу, поэтому людей удержали до будущей весны. Расселили их по квартирам в Ямской слободе. А как стало припекать солнышко, изготовили судно, погрузили мастеров с их добром, да и отправили по реке до Тобольска.
…Прошло 18 лет, императрица отменила свои собственные указы. Почему? Сибирскими монетами разрешалось пользоваться только на территории Сибири (от Иртыша до Камчатки). Почему такое ограничение? Сибирские монеты по номиналу были легче общероссийских, так как в колыванской меди присутствовало серебро. Так ли это? Это всё неразгаданные загадки истории.
По сравнению с современной 10-копеечной монетой сибирская тяжёлая, а уж величина… Диаметр 45 миллиметров, вес – 65,5 грамма! Такая монета карман оттянет.
Богатые люди носили денежки в кожаном мешочке, завязывали его верёвочкой. Назывался мешочек «мошна».
БЕРЕГИСЬ ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЕГ!
Крестьяне, собираясь за покупками на базар, завязывали деньги в нижней части рубахи. Рубаха была длинная и без кармана. Большое число монет завёртывали в тряпицу. Мужик повесит узелок на палку, идёт прикупить товару. На 5 копеек мог купить пуд (16 кг) ржи, буханку хлеба за 1 копейку, на рубль – корову или лошадь.
Дурные люди хотели быстро обогатиться. Пользуясь тем, что народ неграмотный, его легче обмануть, они штамповали монеты либо рисовали бумажные деньги. Подделки без труда сбывались. Ими расплачивались в основном на рынках и даже платили налоги.
В 1744 году в Тюмени были арестованы Григорий Шипунов со своими детьми, Кириллом и Денисом. Они из олова отливали гривенники. «Неразумных» юношей выпороли кнутом и отпустили, а отца сослали на каторгу. Подделка денег – это государственное преступление. Но каждый надеялся, что кара сия его минует. Преступников ловили, отправляли на рудники или казённые заводы.
В Тобольской губернии центром по изготовлению фальшивых денег считался Успенский винокуренный завод, который находился недалеко от Тюмени. Там каторжане отливали гривенники из олова… Этих умельцев взяли с поличным и наказали.
В 1769 году в России впервые появились ассигнации (французское слово «аssignation», означает «платежное поручительство»). Бумажные деньги имели одно слабое место – достаточно простое оформление, чёрные буквы на белой бумаге, чем и не замедлили воспользоваться фальшивомонетчики. В государственном архиве Тюменской области имеется несколько десятков дел о фальшивых ассигнациях, найденных в Тобольской губернии, начиная с 1780 года. Практически во всех уездах губернии трудились «изготовители денег»: крестьяне, мещане, купцы. Чаще всего подделывали билеты номиналом в 10 и 25 рублей.
В 1771-м году в Тюмени стали распространяться подделки. Так, например, у ссыльного Барского полиция обнаружила 25-рублевую фальшивую ассигнацию. Хозяину её всыпали 35 ударов плетьми, приговорили к вечной каторге. Некоторых преступников удавалось сразу же поймать, а, например, тюменский мещанин Евдоким Саламатов, несколько лет изготовлявший 10-рублевые ассигнации, так в этом деле преуспел и обогатился, что был уверен – стражи закона его не выследят. Но просчитался.
В 1826 году произошёл любопытный случай. Крестьянин из Ялуторовского округа Пётр Макушин украл у жителя Шадринской волости Кунгурбаева лошадь и потребовал выкуп. Пострадавший расплатился фальшивкой, 10-рублевой ассигнацией. Один вор, другой – обманщик, обоих участников непристойной истории отправили в Пермскую губернию для дальнейшего расследования. Какой вынесла им приговор Фемида? За давностью лет ответа не найти. Но ясно одно: не рой другому яму.
Чтобы безвинно не страдать, крестьяне сами приносили в полицию подозрительные на вид деньги. Стражи порядка проводили расследование. Если человеку действительно подсунули фальшивые ассигнации или монеты, то государство (!) компенсировало ему ущерб. Но если ушлый рисовальщик денег оказывался виновным, его ждала неминуемая каторга.
Некоторые фальшивомонетчики были такими искусными мастерами, что распознать подделку сразу не удавалось. В Тобольско-Тюменскую канцелярию приходили секретные документы с подробным описанием всех фальшивок. Эти документы самым доскональным образом изучались. А составлялись они на основе выловленных подделок, которые отправлялись с мест в Санкт-Петербург, в Государственный ассигнационный банк. Органы власти строго следили, чтобы преступники своим выгодным промыслом не подрывали экономику государства.
У КОГО КАКОЕ ЖАЛОВАНИЕ?
В эпоху Екатерины Великой доходы у простых людей были маленькие. Например, неквалифицированный работник полотняной мануфактуры в месяц получал 75 копеек. Сторожа, трубочисты и цирюльники зарабатывали по 1,5 рубля. Опытный маляр – 2,5 рубля. У лекаря было жалование 20 рублей 83 копейки.
А вот генерал-полицмейстер, то есть руководитель городской полиции, получал 187 руб. 50 копеек в месяц.
Самым богатым человеком в России при Екатерине Великой был князь, государственный деятель, создатель Черноморского военного флота Григорий Потёмкин- Таврический. Ежегодный его доход составлял 7 млн рублей. Во славу Отечества сделано им немало важных дел, и никакими деньгами это не измерить…
У КАЖДОГО ГОРОДА – СВОИ ДЕНЬГИ
Истории было так угодно, что в начале XX века в России вновь появились местные деньги. После революции 1917-го пользовались царскими рублями, Временного правительства и колчаковскими деньгами. Экономика дала сбой, подняла голову инфляция. Банкноты выдавались целыми листами. В одном банке появилось даже объявление: «Деньги вырезайте сами!». Керенки не имели водяных знаков, поэтому их легко подделывали. Во время Гражданской войны с мастерами денежного промысла не боролись. Колчак даже издал специальное постановление, в котором говорилось: если поддельные бумажные деньги сильно не отличаются от настоящих, то не изымать их из обращения.
Связи между регионами в Гражданскую войну прервались, города начали печатать свои деньги. Одесса выпустила собственные купюры, Омск печатал деньги для Сибири, Закавказье – для своего региона. Были деньги атамана Семёнова и генерала Юденича. Такая обстановка только на руку фальшивомонетчикам. Словом, на войне как на войне. Кто-то страдает, а кто-то обогащается.
Процесс изготовления бумажных денежных знаков дорогостоящий, когда государство окрепло, стало выпускать свои деньги. Использование прежних запрещалось. И куда их девать? Народ нашёл им применение. Настоящие они или фальшивые, теперь значения не имело, «керенками» (появившимися при Керенском) и «думками» (названными в честь Государственной Думы), купюрами разных городов вместо обоев оклеивали стены. Метко то время выразил Борис Пастернак:
Где рельсы слепли и чесались,
Едва с пургой соприкасались,
Где слышалось: вчерась, ночесь,
И в керенку ценилась честь.
В наше время нет-нет да и промелькнёт сообщение о появлении фальшивых денег российских или зарубежных. Умельцам помогает современная чудо-техника. Недавно появились банкноты номиналом 200 и две тысячи рублей. Как говорится: гляди в оба!
НА СНИМКАХ: сибирская монета, керенки (из частной коллекции одного из тюменских нумизматов).
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/