КУМИРЫ
Его режиссерский стиль сразу узнаваем, а ленты настоящие киноманы по всему миру давно разобрали на цитаты. Ему пытаются подражать, его либо любят, либо ненавидят. Но он никого не оставляет равнодушным. Умеет провоцировать и всегда делает на грани. Каждая премьера его картин становится событием. Их ждут, их заранее обсуждают. 27 марта актеру, режиссеру, продюсеру и сценаристу Квентину Тарантино исполнилось 55 лет.
Итоги он не подводит, хотя и грозится, что снимет еще два фильма – и на покой. Однако тут же добавляет: «Может, лет в 75 я еще тряхну стариной, но это уже будет совсем другое кино». Столь же неоднозначен он и в отношении личной жизни. Тарантино никогда не был женат, хотя крутил романы с первыми красавицами Голливуда, у него нет детей. Но он со своим фирменным прищуром словно подогревает интерес репортеров, отвечая, что это не окончательный итог. Все может измениться. Некоторые считают, на нежелание иметь семью повлияла его собственная. Мать родила Квентина в 16 лет, отец – молодой музыкант – довольно быстро испарился. Больше Тарантино никогда его не видел, да и не горел желанием разыскать. Второй брак матери тоже оказался неудачным, зато они переехали в Лос-Анджелес, где Квентин «заболел» кино.
Мальчишкой он прокручивал в голове различные сценарии, разыгрывал пьесы, записался в местный драмкружок. Рядом с Голливудом все мечтают попасть под свет софитов, но Квентин не просто мечтал, он поставил перед собой цель и уверенно шел к ней. Своими лучшими учителями Тарантино называет видеокассеты. Он работал в видеопрокате и пересмотрел массу фильмов, которые не демонстрировались на широком экране или шли давно. Причем не только голливудские, а европейские и даже советские. Как-то приехав на Московский кинофестиваль, Тарантино неожиданно вспомнил о впечатлении, которое произвела на него лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Он пересказал сцену встречи героев Алексея Баталова и Веры Алентовой в электричке так, как если бы посмотрел фильм недавно. Кто бы мог подумать, что режиссера ироничных боевиков могла заинтересовать мелодрама. И уж тем более Тарантино – этакий крутой парень – всех удивил, попросив отвезти его на могилу Пастернака и процитировав его стихи.
На самом деле, если вдуматься и внимательно послушать диалоги, написанные Тарантино, то они шедевральны. И по стилистике, и по остроумию. Недаром их любят цитировать и используют в различных шоу. А начинал Тарантино в сериалах, одной из первых ролей стал подражатель Элвиса Пресли в картине «Золотые девочки». Но сценарии постоянно вертелись у него в голове, и вскоре ими заинтересовались на студии. И вот уже выходят «Прирожденные убийцы». Снимал их, правда, не сам Квентин, пока ему не доверяли, однако успех открыл все двери. Сценарий «Бешеных псов» был написан за считанные недели, и хотя лента считалась малобюджетной, она имела широкий прокат.
В 1994 году на Каннском кинофестивале случился прорыв. Картина молодого режиссера «Криминальное чтиво» буквально взорвала публику. Все поняли – вот оно, будущее кинематографа. И не ошиблись. К слову, в том же году в Каннах свой новый фильм представлял Никита Михалков. Он очень надеялся на награду, тем более в жюри был его друг Александр Кайдановский. Но Кайдановский решительно проголосовал за Тарантино, назвав его великим режиссером. В итоге «Криминальное чтиво» удостоилось Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля, а затем Квентин заработал «Оскар» и «Золотой глобус».
Казалось, все, вершина взята, можно расслабиться. Но он не привык почивать на лаврах, неугомонный характер заставлял постоянно писать новые истории, что-то продюсировать. Очередным прорывом в мире кино стал фильм «Убить Билла», сделавший мега-звездой любимую актрису Тарантино Уму Турман. А потом были «Джанго освобожденный» и еще один «Оскар» Квентина. Впрочем, перечислять все его награды и номинации – дело долгое.
У Тарантино восемь лент, одной из крайних стала картина «Омерзительная восьмерка», тоже номинированная на «Оскар». Сейчас он работает над картиной «Однажды в Голливуде», где главные роли сыграют Брэд Питт и Леонардо ди Каприо. Речь пойдет о кровавой вечеринке в доме режиссера Романа Поланских. Поклонники ломают голову, неужели еще один фильм – и все? Или великий провокатор опять всех поставит с ног на голову.
Юлия КОНКИНА