КОЧКА ЗРЕНИЯ
Поход в концертный зал по бесплатному приглашению обязывает отчитаться перед читателями как на духу (приглашали как-никак не частное лицо – представителя прессы). И при этом радушных хозяев не обидеть. Задача не из лёгких. Ресторанному эксперту легче: не отравили, всего лишь пересолили – и слава богу.
Питерский театр танца «Искушение» представил в Тюмени эффектное хореографическое шоу «Под дождём». Другое название – «Мужчина VS Женщина». Знак противостояния вызывает недоумение, поскольку ни одной дамы на сцене не было. Сугубо мужской коллектив. Десяток поджарых молодцов с голыми торсами и в одинаковых штанах. И с набором повторяющихся приёмов. Правда, балкону повезло. У нас здесь-таки случилось незапланированное женское шоу в исполнении одной подгулявшей мамочки с двумя детками. Мамочка поёрзала-поёрзала, зрелище ей показалось скучноватым, и она отправилась добавлять в буфет. Балкон не партер – передвижения здесь не возбраняются. Через десяток минут подогретая дама вернулась и продолжила просмотр. Терпения ей хватило примерно на полчаса.
– Что нам показывают эти «питеры»! – в полный голос выразила своё недоумение зрительница. Из-за громкой музыки слышал ее только балкон.
Народ вяло пошикал на грозную даму, администраторша попыталась ее нейтрализовать, но разгневанная мамочка продолжила в полный голос свою обвинительную речь и, наконец, демонстративно удалилась, прихватив ребятишек.
Шоу продолжилось под заслуженные овации зала. Похлопал с удовольствием в ладоши и ваш корреспондент. Примерно с полчаса. Как та разгневанная мамочка. Дальше нахлынули невесёлые размышления. И дело даже не в той грозной мамочке, что выбила меня из колеи.
Благодарить мастеров есть за что. Хлеб они свой отрабатывают в поте лиц. Квалификация танцоров не вызывает никаких сомнений. Культура брейк-данса была представлена вполне достойно. С головокружительными сальто. С синхронными кульбитами. С рэпом и прочими прибамбасами маргинальной культуры американских городских окраин. И с нижним брэйком, где пиком совершенства является верчение на голове («хэдспин»). И даже с грозовым «дождём», проливающим настоящие потоки воды на танцующих, заставляя их с разбегу эффектно преодолевать лужи на «пятой точке», да и на всех прочих точках организма.
А что в сухом остатке?
С тревогой всматриваюсь я в грядущую глобализацию, стирающую национальные различия между землянами и выдвигающую на первый план социальные контрасты.
Наверное, где-то есть цветущие сады, яркие краски жизни, влюблённые пары. Для избранных. А здесь, в тюремном дворике городских трущоб, царит безликая масса, состоящая из парней, играющих своей силой и ловкостью. Кто они? Безработные циркачи? Ради чего и ради кого демонстрируют они свою отвагу и удаль? Каково сюжетное наполнение этого хореографического шоу? Девушки испарились из этого серого казарменного единообразия. О дамах напоминают только название спектакля, монологи ведущего да еще, пожалуй, пародийная попытка одного из танцоров нарядиться в женское платье.
Есть в мире сугубо мужские танцы. «Яблочко», например. Но в знаменитом матросском танце есть движения, которые напрямую связаны с реалиями флотской жизни. Этим он и интересен. Захватывают острым драматизмом, ловкостью обращения с оружием и горские пляски.
Есть, конечно, своя красота в брэйке. Но она ближе к спортивным соревнованиям, нежели к искусству. Мы с удовольствием смотрим на состязания гимнастов, взлетающих над перекладиной. Но там есть интрига – кто же победит? Есть своя прелесть и в военных парадах. И даже в смотрах строевой песни. Кстати, в репертуарах армейских ансамблей песни и пляски далеко не всё посвящено армии. Иначе зритель за два концертных часа точно затосковал бы. Даже к гадалке не ходи.
Как ни крути, а в танце хочется видеть многообразие мира. «Станцуй, цыганка, жизнь мою!» В этих блоковских строках кроется то, что ждём мы от хореографии. Собственно, от любого искусства мы ждём борьбы с наступающей глобализацией, стригущей всех под одну гребёнку, ждём отстаивания отечественных культурных ценностей. Брэйк-данс, на наш взгляд, может стать фрагментом шоу. Но никак не целым действом. Иначе это смотрится идеологической диверсией, навязывающей нам иные ценности. Арестанты с пожизненными сроками тоже развлекают себя, как могут. И находят удовольствие в этих ловких состязательных разминках на сером пятачке земли. В вынужденном отрыве от жён и подруг. Но добровольный отказ от дамского общества! Это уж ни в какие ворота! Что, собственно, и оскорбило до глубины души мою подгулявшую соседку по балкону концертного зала. А чего хочет женщина, как известно, того хочет бог.
В поисках единомышленников заглядываю в соцсети. Отзывов хватает, однако всё меньше комплиментов поступает в адрес питерского мужского шоу. Пора, ребята, открывать для себя и другие жанры. Пятилетка на исходе. Энергии и таланта вам не занимать. Главное, долго не барахтаться в луже, а выйти на стремнину национальной культуры, иначе в азарте поклонения Западу от нее и мокрого места не останется.
Леонид ТКАЧУК
P.S. А может быть, в луже барахтается вся отечественная культура? Может быть, давно уже всё в нашей хореографии (и не только в ней) ушло с ног на голову? И мэйнстримом российской современности давно уже стал «хэдспин»? Но жить на голове долго вряд ли представляется возможным.