ИСТОРИИ СТРОКИ
После весеннего женского праздника приходит Всемирный день театра. Как говорил классик: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». Для тюменцев праздник в этом году особенный – театру драмы 160 лет! Дата великая и почтенная. Если заглянуть в летопись юбиляра, то отыщутся удивительные истории. Итак, занавес открывается…
КАФЕДРА РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ
«Мы наш, мы новый мир построим» – распевала публика Интернационал. С установлением советской власти в помещении театра устраиваются митинги. На сцене разыгрывали задиристые сценки-агитки. Зрительный зал наполняли рабочие, крестьяне. Газета «Известия» назвала театр кафедрой революционной пропаганды.
Первые годы новой власти отмечены голодом по всей губернии. Тяжко пришлось и работникам культуры. В 1920-е годы на заседании правления губернского профсоюза Рабискусств (работников искусств) было решено: «Все культурно-просветительные предприятия, клубы, кинотеатры, театры снимаются с госснабжения и переходят на самоокупаемость. Существование возможно только тех, которые могут окупать себя, которые необходимы в городе как показательные, образцовые, воспитывающие широкие слои рабочего населения и дающие понятие об истинном искусстве. Уволенным уплатить вперед двухнедельное жалованье.
К самоокупаемым относятся кинотеатры «Спартак», «Красная звезда» и вновь открывшийся Театр миниатюр. К показательным – театр Ленина. Все денежные суммы от сборов должны поступать в общую кассу центральной конторы ГубОНО».
В 1923 году случилась ещё одна беда. Пожар уничтожил все имеющиеся в Тюмени театры, как летний, так и зимний…Труппе пришлось кочевать по разным помещениям. Кстати, у театра было несколько названий: Текутьевский, им. Ленина, Камерный, Красной Армии и, наконец, определился он как драматический. В 1935 году расположился в бывших соляных складах на Герцена, 70.
В выборе репертуара театр изрядно пометался. Ставил перед собой сверхзадачи: постановку музыкальной драмы, комедии, оперетты, даже балета и оперы!
Пробовали просвещать публику и произведениями «левого» искусства. Но что-то зрители прохладно встретили постановку «Три путника и ОНО» по пьесе А. Луначарского. Им больше нравились спектакли о тяжёлом положении рабочих при капитализме. Например, театрализованное действо «Гимн труду». Персонажами его были Капитал, Труд, Идея, Иго, Время. В финале постановки гибло всё старое, зловредное. Время приветствовало торжество Идеи и Труда. Публика рукоплескала. После таких патетических постановок зрители выходили из театра и дружно пели революционные песни.
Песни петь, конечно, хорошо. Но если их исполняют финансы? В 1921 году на заседании губернского экономического совещания прозвучало предложение: «для того чтобы театр оправдывал расходы, необходимо увеличивать цену билетов и открыть филиальное отделение». Какой, однако, бесхитростный способ лечения финансовых болезней.
У ГЕРОЯ-ЛЮБОВНИКА – ЗАРПЛАТА ВСЕХ БОЛЬШЕ
Дирекция театра заботилась о составе труппы, приглашала актёров из разных городов. В 1926 году приехали трудиться на тюменской сцене восемь ленинградцев. В договоре записаны условия: «Артист обязан иметь современный гардероб, необходимый ему для исполнения его ролей (партий). Дирекция принимает на свой счет все дорожные расходы по переезду артиста к месту службы. Артист не может выступать в каком-либо ином художественном предприятии без разрешения на это дирекции».
По законам драматургии была означена сетка оплаты труда. Так, за исполнение ролей молодых героинь выдавали аванс 180 рублей, комику – 175 рублей, комичной старухе – 130. Героине- кокетке – 300, а герою-любовнику всех больше – 500 рублей.
В репертуар театр включил произведения Д. Фурманова, В. Иванова, Б. Лавренёва, ибо надо было следовать курсу ВКП(б). Не забывали о Шекспире, Грибоедове, Ромашове, Эрдмане. И, что интересно‚ ставили пьесы о царях, будто хотели проследить всю историю дома Романовых. Были и мелодрамы. Примечательно то, что тюменский театр не отставал от столичной жизни: и в плане эстетики, и в выборе репертуара.
А спектакли начинались в 10 часов вечера и шли до часу ночи!
Старания театра не остались не- замеченными. В докладе окружкома ВКП(б) отмечено: «…театром проведена значительная работа в смысле приближения его к массам. Улучшилось содержание постановок в соответствии с запросами рабочих масс. Проведено снижение цен, в результате чего распространено 1500 абонементов, в то время как в прошлом году таковых почти не имелось».
Словом, пережил наш драматический финансовые передряги, определился с репертуаром, и заняться бы вплотную торжеством, но…
О БЛАГОРОДСТВЕ ЧУВСТВ
В 1928 году в городской комитет Всероссийской компартии поступила объяснительная записка от директора Камерного театра и Летнего сада им. В.И. Ленина. Человек в отчаянии пишет: «Считаю себя вполне правым и непричастным к создавшимся неблагоприятным результатам работы Летнего сада. На заседании Президиума горсовета от 14 августа с. года слушали протокол комиссии о передаче зрелищных предприятий в распоряжение ОкрОНО и одновременно акт Госфинконтроля. (Документ прилагаю). При реорганизации управления зрелищными предприятиями отношение ко мне из скрытого перешло в открытое враждебное. Оно довершилось сочинением против меня целого ряда обвинений...».
Директор пытался доказать свою правоту, приводил факты и комментировал их... Если он был прав, то как сложно пришлось ему защищать свою честь. Жизнь так быстро убегает от нас, жаль наполнять раздорами. Парадокс, творческие коллективы сеют доброе, вечное, а самим порой благородства не хватает…
В БЫВШЕМ СОЛЯНОМ СКЛАДЕ
О строительстве нового здания для театра заговорили ещё давным-давно. К юбилеям принято готовить хорошие подарки. Столетие театра – дата замечательная. В 1958 году в обкоме КПСС рассматривали серьезный вопрос: «Имеющийся театр размещен в бывшем соляном складе и керосиновой лавке. Здание пришло в ветхое, аварийное и непригодное для дальнейшей эксплуатации состояние... В нём нет элементарных удобств как для зрителей, так и для творческих работников театра...
Кстати сказать, в Тюмени насчитывается около 160 тысяч населения. На протяжении последних 22 лет не было построено ни одного помещения для культурно- просветительных учреждений… В городе очень плохо удовлетворяются культурные запросы трудящихся, что вызывает их справедливые нарекания и недовольство. Надо просить, чтобы Совет Министров РСФСР дал указание решить вопрос о строительстве в Тюмени театра на 1200 мест...». Представляете, какой огромный театр намеревались построить?! 500–800 мест вполне было достаточно, но тогда набрала силу гигантомания.
Аргументы у инициаторов были следующие: Тюменский драматический театр безраздельно отдаёт своё мастерство и силы благородному делу воспитания народных масс. В годы довоенных пятилеток зритель увидел постановки лучших советских пьес.
Режиссёр и актёр О. Зеленевский писал: «В сезон 1939-1940 гг. театр настолько вырос в творческом отношении, что смог осуществить такую этапную для советской сцены постановку, как «Разлом» Б. Лавренева. В грозные годы Великой Отечественной войны театр укреплял веру народа в победу. Он ставил «Парень из нашего города», «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет» К. Симонова, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука (кстати, любимое произведение Н. Хрущева. – Е.Д.), «Домик в Черкизове» А. Арбузова и другие пьесы о мужестве и благородстве советского человека.
Творческие работники театра, помимо основного репертуара, были заняты в концертных программах, которые проходили в госпиталях, клубах, на заводах, на призывных пунктах. Только за два года было дано 479 таких концертов. Коллектив театра собирал средства в фонд обороны, вел большую шефскую работу. Значительная группа его работников была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
А в послевоенные годы театр обслуживал широкие массы городского и сельского населения, особенно трудящихся целинных земель...».
К столетию театра новое здание не построили. Зато появился актёрский дом, в котором получили желанные квартиры его работники.
ЛЕГЕНДАРНАЯ СЦЕНА
В 1955 году на тюменской сцене играл Пётр Вельяминов. Пётр Сергеевич был сослан на Колыму, там он учился актёрскому искусству, потом его оправдали, и будущий знаменитый киноактёр несколько лет работал в Тюмени, радуя зрителей своим талантом. И народный артист СССР Евгений Матвеев тоже нашёл свою судьбу в Тюмени. И Вельяминов, и Матвеев женились на тюменских девушках. А народный артист РСФСР Георгий Дьяконов- Дьяченков исполнял роль Ленина в спектаклях «Семья» и «Кремлёвские куранты».
Главного режиссёра, человека- легенду Евгения Плавинского помнят многие нынешние артисты, при случае процитируют его шутку. Евгений Анатольевич воспитал немало великолепных актёров.
От старшего поколения театралов можно услышать немало ностальгического. Перед началом спектакля играл духовой оркестр. Пары кружились в вальсе, танцевали фокстрот и другие модные танцы 50–60-х годов. Публика одевалась нарядно, во всё самое лучшее. Обязательно брали с собой сменную обувь, делали красивые причёски, словом, собирались в театр как на праздник. А это и был праздник – зрители попадали в совершенно иной мир, наполненный приятными эмоциями.
Театралы всенепременно посещали буфет, в котором продавались вкусные бутерброды, вино и прочие лакомства.
Для студентов цены на билеты были снижены, и народ юный, энергичный и весёлый посещал театр не по принуждению, а по желанию своему.
Многие годы публика с неизменным постоянством шла на спектакли в скромный по современным меркам Дом Мельпомены. Со временем здание настолько обветшало и износилось, что его решено было снести. 16 июня 2009 года строители разобрали последнюю стену. Большая и удивительная история драматического театра обрела новый виток. «Это было ещё там, на Герцена…», – замечаем мы, вспоминая какое-то событие в театральной жизни.
Теперь на улице Герцена установлен памятный знак Его Величеству Театру. Как раз в том любимом скверике, в котором собирались актёры. Театральная жизнь продолжается в роскошном дворце, что на площади 400-летия Тюмени.
НА СНИМКАХ: легендарное театральное здание на Герцена, 70; памятный знак.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/