К 100-ЛЕТИЮ «ТЮМЕНСКОЙ ПРАВДЫ»
Газете грядет 100 лет, ровно половину этого срока я с ней сотрудничаю – штатно и внештатно. Интересно же, как было тогда, что делается сегодня. Классик выразился: пройденного пути не отнять. Но без пролога не обойтись. Итак, поехали.
– Тогда ежегодно строили в регионе до 400 километров дорог, – вспоминает Павел Буйносов, руководитель общественной организации «Безопасные дороги Тюменской области». – Одна была беда – напряженка с дорожными знаками. Их необходимо было управлению до 10000 штук в год, а фонды спускали всего на 2 тысячи. Без знаков дорогу в эксплуатацию не сдать. Я в качестве начальника управления автодорог решал проблему. Слава богу, в городе имеется овчинно-меховая фабрика. Значит, отовариваюсь шубами и везу в город Новосибирск на «знаковый» завод. На бартер. За матчасть платили отдельно. Мутоновый «барашек» открывал тонкий ручеек поставки. Мой шеф, Юрий Владимирович Куренков, раз и навсегда избавил от такого унижения…
Перевернув назад страницы истории, вникнем в суть сказанного. Цитируем «ТП»:
«От генерального директора ОАО «Тюменьремдормаш» В. Рагозина веет степенностью и солидностью. Да, Вячеслав Васильевич – Хозяйственник именно с большой буквы. Двадцати шести лет от роду он возглавил Сорокинское районное отделение «Сельхозтехники». В тридцать шесть стал первым заместителем начальника областного объединения «Сельхозхимия». И вот уже 16 лет руководит заводом, вернее, акционерным обществом открытого типа».
Я, автор этих строк, очевидец строительства завода – это было в 82-м, в следующем году заработал конвейер. Далее фрагментарно приведем интервью с директором:
«Примерно три года Ремдормаш находился в составе Тюменьавтодора. Потом 16 заводов нашего профиля стали подчиняться Минавтодору. Главк там специальный создали. Коллектив предприятия делал навесные погрузчики для трактора К‑700, запчасти для асфальтобетонных заводов, сами АБЗ.
Так бы и функционировал Ремдормаш. Но тут грянули «гайдаровские» реформы – то есть кончился развитой социализм с его плановым ведением хозяйства, с Госпланом, Госснабом и централизованными фондами. Всё урезали до нуля. Подчеркнем, дорожного фонда в те времена еще не существовало. Тогда нас очень выручил Газпром. Он подкинул заводу заказ на изготовление емкостей в 20 и 50 «кубов». Отгружали на дальний север. Этим и выжили.
Управление автомобильных дорог за счет дорожного фонда закупило итальянские линии по производству дорожных знаков, приобрело оборудование по оцинковке изделий. И оказались мы, так сказать, впереди планеты всей. Барьерное ограждение делаем, видели на трассе к аэропорту Рощино катафоты на ограждениях? Наша работа.
Сейчас еще специализируемся на комплексах автобусных остановок. Нынче только для Калининского административного округа г. Тюмени изготовили 50 штук. Павильоны устанавливаются на всех остановках юга Тюменской области: в Абатском, Сорокинском, Сладковском, Казанском районах. Да повсюду».
Тогда, два десятка лет назад, я отмечал, дескать, завод движется к прогрессу семимильными шагами. Не знаю, почему в СССР сложился такой журналистский штамп. Вроде бы Россия перешла на метрическую систему ещё 30 апреля 1917 года. Правда, моряки по сию пору применяют милю, т. е. 1 миля в час = 1 узел. Так вот, отмечал, в техническом плане всё прекрасно, только к заводу ни пройти ни проехать – значит, «дорога смерти».
На дворе год 2018-й. У экономики иные взгляды на жизнь. Расширили производство. Защитили свой бизнес-план на комиссии правительства Тюменской области и получили государственную субсидию в размере 25 миллионов рублей. По инвестиционному плану примерно за 3–5 лет все эти средства в виде налогов вернутся обратно в бюджет. И не так просто. Пример: надо изготовить барьерное ограждение. Вон уложены горы стального проката в рулонах. Каждый рулон весит 30 тонн. Раскроить это железо и «сшить» дорожный прикид – дело хлопотное. На помощь пришло ноу-хау, то есть невиданное до сей поры оборудование. Рулон разворачивается – и стальная лента режется на узкие полосы, а затем полосы наматываются в штрипсы (ленты) шириной до 1850 и толщиной от 0,8 до 8,0 миллиметров. А уж затем штрипсы служат основой многих изделий, в том числе барьерных ограждений и опор освещения.
Производительность цеха – 300 тонн металла в смену: 1 рулон кромсают за 20 минут, с учетом времени на загрузку «катушки», её заправки в пасть автоматизированной линии и снятие порезанных штрипсов.
Новый цех, ясный перец, в первую очередь удовлетворит потребности родного завода – значит, дорожников. Но ведь в огромном регионе масса предприятий, занятых, например, производством металлической кровли или чего другого из профилированной стали. Милости просим! До Ремдормаша рукой подать, не надо тратиться на логистику. А раз так, то получит дальнейшее развитие бизнес региона. Словом, инвестиционный проект, одобренный правительством, точнее, департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. В итоге субсидировали Ремдормашу лизинговый платеж на покупку нового оборудования. Общая оценка проекта составляет более 360 млн руб.
Зная о том, что фирма занимается устройствами освещения, поведал главному конструктору Дмитрию Терентьеву вот что:
– Коллега из Израиля рассказал мне о чудо-фонарях с люстрами в виде гигантских лепестков мака – всплеск дизайнерской мысли, в Иерусалиме стоят.
«Главный», рассмотрев объекты на мониторе компа, прокомментировал так:
– Да, красиво. И мы такие фонари изготовим легко. Но нам они ни к чему. Ну, мы тоже тут не дремлем. Вот наладили выпуск уличных опор освещения с мобильной короной. Длина мачты может достигать высоты 50 м. На ней установлен кронштейн, на котором крепятся светильники. Для обслуживания такого фонаря вышки не нужны. Корона лебедкой опускается по стволу опоры, и на уровне 2 м от земли любой электрик может заниматься заменой ламп или другими работами.
– Каждое фонарное устройство должно, как корабль, иметь свое имя, – говорю главному конструктору завода Дмитрию Третьякову.
– А как же, вот наши детища: «Ивушка», «Флагман», «Сокол», «Юпитер», «Виола», «Привет», К1, К2… К17… Всех с ходу и не упомнишь. Вон наши фонари освещают Пушкинскую площадь в Москве, рядом с памятником Александру Сергеевичу. Гигантские фонари а ля маки, как в Иерусалиме, повторюсь, сделаем легко, но они нам ни к чему. Над чем в настоящий момент работаем? Ой, забот хватает! Доводим стандарты отрасли до уровня технических регламентов Таможенного союза. Очень жесткие требования.
– Наша продукция держит экзамен на полигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» в городе Дмитрове, – продолжает главный конструктор. – Знаете же, как это исполняется: беспилотный грузовик разгоняется до скорости в 60 километров в час и с ходу врезается в барьерное ограждение. «Железо» должно выдержать. Врезались, было, только грузовики, а по «таможенному» стандарту разгоняются с углом атаки от 15 до 20 градусов и автобусы, и легковушки. За счет завода. На испытания ежегодно отстегиваем 20 миллионов рублей.
Различные опоры пробуем на собственном заводском полигоне. Испытания ни разу не проваливали ни здесь, ни там.
– Я присутствовал на испытаниях в Дмитрове, – подключился к разговору знакомый читателю Павел Буйносов. – Захватывающее зрелище. Вот вы говорите, что грузовик врезается в барьерное ограждение под углом. Да, под углом. Но затем машину может развернуть, крутануть, как угодно. Бывает, что машина повторно таранит «барьер» точно в лоб. Знаете, «железо» выдерживает. И тут испытываешь гордость за земляков, создателей конструкции!
Чего уж, налицо барьерный прогресс – возможно, Тюмень в этом плане и впрямь впереди планеты всей.
В Интернете выложены отзывы о заводе – как правило, положительные. Но обнаружил и такой перл: «Руководство – упыри. Текучка бешеная…»
…Девушки-специалисты по изготовлению дорожных знаков, Елена Саганович и Олеся Мелехова, корпят над продуктом на участке шелкографии.
Но, похоже, «знаковый» сезон еще не наступил – пусто в цехе. А вообще мне кажется, что «знаковый» промысел лучше налажен в одноименной тюменской же компании ЗАО «Знак». Там выше культура производства. Да и оборудование современнее. Ну, на вкус и цвет товарищей нет.
Электросварщики Владимир Шамак и Александр Равве заканчивают свой этап работы над фундаментом под часовню. Далее матчасть отправят на оцинковку. На дворе морозы, а в цехе продольной резки металла, который ещё и Центр сервисного обслуживания, жаркий день – автомагистралям как воздух нужны барьерные ограждения. Ведь от этого во многом зависит безопасность дорожного движения.
Делегация завода только что вернулась из Астаны. Там проходила организованная КазАвтодором в рамках Таможенного союза традиционная выставка товаров и услуг. Сибиряков принимали хорошо.
Да, упырей на заводе не заметил. Уж поверьте моему опыту, всяких повидал на своем жизненном пути. Народ здесь толковый, доброжелательный, контактный. Приятно было пообщаться.
Единственное, на что жаловался «ремдормашевский» народ, – это дорога, вернее, подъезд к заводу. Отрезок от магистральной сети до ворот предприятия всего-то километра полтора, то есть полтора километра ям и ухабин. Тормоз, точнее, барьеры на пути к техническому прогрессу. Проблема весьма актуальная. Предприятие базируется далеко за городом, поэтому многие сотрудники добираются до места работы на личном транспорте, систематически снося подвески. Хоть молоко за вредность выписывай.
Почти 35 лет вопрос висит в воздухе, а воз и ныне там. И ни туды, и ни сюды. Говорят, владелец Ремдормаша заодно является председателем комиссии по градостроительству и земельным отношениям Тюменской городской Думы. Это из оперы «сапожник без сапог»? Или что другое?
Но никто не посмеет назвать факт разгильдяйством. Потому что на строго научном языке явление называется человеческим фактором.
НА СНИМКЕ: начальник цеха Александр Гайдамак.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/