«БЕЛЫЕ ПЛАТОЧКИ» ИСКУССТВА

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ 

Говорить о русской национальной культуре – значит, впасть в ошибочные обобщения, о чем предупреждали еще древние философы. Русский мыслитель-эмигрант Н. Трубецкой в своей известной работе «Наследие Чингисхана» полагал, что в послепетровскую эпоху великорусская традиция когда-то была «потеснена» западнорусской, оставалась жить лишь в старообрядческих сообществах. В своей динамике «окно в Европу» грозило нивелировкой и слиянием с общеевропейскими культурными ценностями и неизбежными потерями собственной идентичности.

На заключительном этапе процесса неравноценного обмена Россия – Европа мы наблюдаем отнюдь не русификацию европейских культурных институтов, а превращение России в своего рода поле экспериментов для перенятия ценностей Запада далеко не в лучших своих достижениях. Вместе с тем в своей массе любой этнос живет дарами высшего культурного слоя в той мере, в какой он способен отразить свет высоких идеалов. Для сохранения целостности государства в духовно-историческом и геополитическом планах нужны соединяющие силы как источник самосохранения. Нужно возрождение забытого «первоязыка» – такова цель культуры. В противном случае получаем то, что сегодня наблюдается в бывших республиках СССР – мелкое провинциальное тщеславие, торжествующая посредственность, высокомерие, склонность к преобладанию низшего начала над высшим и т.п. 

Возрождение «первоязыка» культуры – такой труд под силу только избранным. И в этом контексте хотелось бы вспомнить сакральную фразу патриарха Тихона, произнесенную им, когда фанатики- революционеры массово закрывали храмы в стране: «Церковь сохранят «белые платочки», то есть русские женщины». Александр Сергеевич Пушкин в своей бессмертной поэме воссоздал классический образ такой женщины – кроткой, нежной, любящей и бесконечно преданной, верной. Как это контрастирует с «западной моделью», с многоликими «жорж сандами», обильно представленными в бесконечных романах и водевилях! 

Русский мыслитель-эмигрант ХХ в. И.А. Ильин в одной из своих работ отмечал, что в период безбожия россияне находили свой религиозный и культурно-эстетический идеал в народных песнях, здоровом юморе и в богатейшей национальной литературе, наилучшим образом представленной в стихотворениях великих гениев. Юноши и девушки узнавали себя в Ольгах и Татьянах, Владимирах и Евгениях, строили свои судьбы по «меркам» главных героев и героинь. Музыкальным же «фоном» так или иначе служил народный мелос, переплавленный в инструментальном, хоровом или вокальном жанрах. Своеобразным «продуктом» эпохи и одновременно украшением нашей культурной жизни являются замечательные труженицы «на ниве искусства», об одной из которых и хочется поведать читателям. 

Тамара Валентиновна Василицына (урожденная Жукова) – коренная сибирячка, по отцовской линии из семьи исетских староверов- двоедан. Кстати, не этот ли фактор в свое время послужил причиной выбора профессии инструменталиста- народника? После успешного окончания Тюменского музыкального колледжа она обучалась в Уральской консерватории в классе домры профессора Л.М. Бендерского, затем играла «первую домру» в знаменитом оркестре Леонида Шкарупы в Екатеринбургской филармонии. Переехав жить в наш город, работала в средней школе концертмейстером юношеского народного оркестра П.А. Семенова. Впоследствии была приглашена в Тюменский колледж искусств для руководства сектором струнно-медиаторных инструментов, многотембрового баяна и немецкого аккордеона. Сегодня Василицына – ключевая фигура в структурах профессионального образования вышеуказанного направления. 

Тамара Валентиновна дала путевку в музыкальную жизнь многим музыкантам- народникам. С полным правом ее заслуга в том, что ученики и ученицы наставницы имеют множество наград. Недавно длинный список творческих достижений Василицыной пополнили победы А. Барановой и И. Николаенко. 

Т. Василицына курирует четырехгодичный цикл обучения исполнителя-«народника» в стенах колледжа. За это время во многом благодаря ее бескорыстным усилиям студент приобщается к чистым источникам мировой и национальной культуры, и он уже не человек толпы, выбирающий пепси, а боец и старатель, познавший цену подлинного искусства. 

Подвижничество таких личностей, как Тамара Валентиновна, по большому счету – смелый прорыв в высшие сферы человеческого бытия. Это победа в боях пусть даже местного значения света над тьмой невежества, идеала над второстепенностью. А еще это своего рода «собор» белых платочков, бесчисленных «прихожанок» храма национальной культуры на радость нам и на зависть врагам. 

Тамара Валентиновна с неспешностью своей знаменитой грузинской тезки и тактичностью сказочной Василисы Премудрой ведет наш пока не очень большой кораблик сквозь море крикливой антикультуры. Она, подобно знаменитому военному стратегу- однофамильцу маршалу Георгию Жукову, продуманно «обозначает» тактику наступления. И пусть победа пока «за горами», мы верим в верность выбранного пути. 

Жанна ЕРМАКОВА 

Михаил ЯБЛОКОВ 

 


35825